|
Юрист по международным делам Ахмат Глашев считает, что гаагский суд принял «чисто политическое решение, которое, в первую очередь, выгодно России.
По его словам, суд фактически отказал в удовлетворении жалобы грузинской стороны, и одновременно отстранился от вынесения какого-либо четкого решения. В постановлении суда не сказано, нарушила ли Россия международную конвенцию об устранении расовой дискриминации.
«Для России это политическая победа, однако для системы международной безопасности это плохой знак,» – считает юрист-международник.
«С одной стороны, действительно, нельзя решать проблемы на Кавказе нахрапом и выдвигать односторонние обвинения. С другой стороны, задача международного суда – расследовать военные преступления, акты геноцида и признавать нарушения прав, если они есть. Суд должен выносить однозначные решения. Сегодня суд этого не сделал. Это говорит о том, что международные институты не могут больше влиять на конфликты», – рассуждает Глашев.
Инициатором иска стали грузинские власти, которые еще 12 августа обвинили Россию в нарушении Международной конвенции об устранении расовой дискриминации. Тогда же в Международный суд был подан соответствующий иск. Еще через 2 дня в Гаагу пришла просьба наложить на Россию временные обязательства по защите грузинского населения Осетии.
Слушания по этому вопросу проходили 8-10 сентября. Грузинская сторона обвинила Россию в том, что она через свои государственные органы, официальных лиц и через югоосетинских и абхазских сепаратистов, проводила политику этнической дискриминации в отношении грузин.
По мнению российской стороны, гаагский суд вообще не должен рассматривать поданный Грузией иск, так как предмет спора не подпадает под его юрисдикцию. Как рассказал «Газете.Ru» представлявший на слушаниях Россию директор правового департамента МИД Роман Колодкин, «спор, на основе которого Грузия обратилась в суд, не касается конвенции о расовой дискриминации» . «Но даже если в Южной Осетии и Абхазии и были факты дискриминации, их нельзя связать с Россией, поскольку она не осуществляет контроль над этими территориями», – объяснил дипломат.
Параллельно жители Южной Осетии направили в Европейский суд по правам человека в Страсбурге обращения, в которых говорится о беззакониях, которые творили по отношению к ним грузинские власти. Суд уже получили около 2 тыс. таких индивидуальных обращений, но ни одного решения по этим делам пока нет.