|
Действия России по отношению к иранской проблеме обусловлены отношением Запада к грузино-югосетинскому конфликту, считает научный сотрудник Лондонского института международных отношений Юрий Федоров. Без поддержки России вся процедура иранской проблемы блокируется, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Федор Лукьянов также заметил, что по иранскому вопросу между США и Евросоюзом также есть серьезные расхождения. Иран будет по-прежнему разрабатывать свою ядерную программу, заявил нам Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
Разногласия между США и Россией по иранскому вопросу сохранялись перед принятием каждой из резолюций Совета Безопасности ООН. За последние два года Совет Безопасности ООН успел принять три резолюции, предусматривающие санкции против Ирана. Самое сложное обсуждение предшествовало первому документу. Намеченная на август 2006 года встреча «Шестерки» в Нью-Йорке сорвалась – из-за России и Китая. Москва и Пекин остались недовольны весьма жестким американским проектом резолюции.
Эксперты сходились во мнении, что камнем преткновения стали возможные энергетические санкции против Ирана. Россия и Китай не собирались отказываться от своих проектов в Исламской республике, да к тому же Тегеран грозился адекватным ответом – прекратить поставки нефти и газа. Это не устраивало никого. В итоге резолюция была принята – в декабре, причем в самой мягкой редакции. В Иран запрещалось поставлять материалы «двойного назначения», которые можно было бы использовать для создания ядерного оружия. Кроме того, были заморожены счета нескольких юридических и физических лиц. Вторую резолюцию, ужесточающую санкции, приняли весной 2007-го. И опять же в европейской редакции, которая вполне устраивала Россию – помимо прежних санкций, вводилось эмбарго на экспорт Ираном вооружений. Наконец, в марте текущего года Совет Безопасности одобрил новый документ, в котором запрещались загранпоездки лиц, участвующих в ядерной программе Ирана, а аткже вводился обязательный досмотр всех грузов, следующих в Иран и из Ирана. Россия довольно неожиданно поддержала резолюцию, заняв непривычно жесткую, почти ультимативную позицию по иранскому вопросу. Впрочем, ни один из принятых документов заметного влияния на политику Тегерана не оказал. Обогащение урана продолжалось, несмотря на ясные предупреждения со стороны Совбеза. Иран каждый раз доказывал, что имеет право на мирный атом, и заявлял, что считаться с санкциями не намерен. Напомним, что на последней встрече «шестерки переговорщиков», куда входят пять постоянных членов Совбеза и Германия, Россия выступила против введения дополнительных санкций по отношению к Ирану и призвала продолжить переговоры.
Тем временем, президент Ирана воспользовался трибуной Генассамблеи ООН и вновь выступил с гневными высказываниями. Лидер Ирана заявил, что американская империя подходит к концу своего пути. Он подчеркнул также, что в мире растет сопротивление агрессивным державам. Выступление Ахмадинежада транслировал телеканал "Вести". Ахмадинежад заявил, что Иран не прекратит свою ядерную программу, но при этом останется открытым к диалогу. Ну а президент США, между тем, провел встречу, которая для Кремля наверняка была неприятной. У Буша состоялся разговор с одним из главных российских оппозиционеров Гарри Каспаровым. Он был приглашен на подобную встречу впервые. По словам Каспарова, сам факт этих переговоров символизирует важнейший поворот в отношении администрации Буша к российской власти. Отмечу, Каспаров был приглашен на ланч с Бушем наряду с политиками из Северной Кореи, Сирии, Мьянмы, Кубы и Венесуэлы. После завершения встречи американский президент поблагодарил собравшихся за их мужество в отстаивании свободы.