Воронежский фермер рассчитается урожаем за долг в 6,7 млн рублей
 

Жара заставила воронежцев побить рекорд потребления электроэнергии

Воронежский «Факел» проведет стартовый матч Первой лиги 20 июля

Три человека получили травмы в лобовом ДТП в Воронеже

237 тысяч в месяц – столько нужно воронежцам для счастья

Число раненых при атаке БПЛА в Воронежской области выросло до 27

Синоптики: дожди с грозами накроют Воронеж до конца недели

Сегодня жизнь покажется детской игрой, в которой вы непременно сможете выиграть. В таком позитивном ключе пройдет весь день

Сегодня не исключены критические ситуации, но, что приятно, у вас будут ресурсы для выхода из неприятностей

Бастрыкин взял на контроль ситуацию с жильем женщины-инвалида из Воронежа

Фура Mercedes перевернулась на М4-«Дон» в Воронеже: ранен водитель

Разбиты стекла и машины, нет света: шторм бушует в Воронежской области

Компания подростков разбилась в аварии под Воронежем

В Воронеже более 2,5 тысяч болельщиков пришли на знакомство с обновленным составом «Факела»

Дожди, грозы и до +30 градусов: синоптики рассказали о погоде в Воронеже на новой неделе

Гороскоп на 14 июля: будьте начеку

Суд приостановил строительство жилого комплекса за 5,5 млрд в Воронеже

В Воронежской области введут режим чрезвычайной пожарной опасности

В Воронеже прямой проезд от Северного моста до Остужевского кольца откроют 13 июля

Сбитую в центре Воронежа судью выписали из больницы спустя 7 месяцев

В воронежских автобусах опять перестали работать терминалы

Воронежские спасатели предотвратили взрыв в гаражном кооперативе

Сегодня энергия забурлит, а новые шансы появятся на горизонте. Правда, реализовывать их необходимо с передышками

В воронежских маршрутках устранили сбой терминалов

Пшеничное поле загорелось под Воронежем

Один человек погиб, двое ранены в столкновении «Мерседеса» и грузовика в Воронежской области

Депутат воронежского сельского поселения похитил 2,7 млн рублей субсидий

Воронежский работодатель задолжал сотрудникам почти 6 млн рублей

Июльская жара в Воронеже побила рекорд 1954 года

Воронежцам предлагают должность коммерческого директора с зарплатой от 500 тысяч рублей

Общество

В Воронеже обсудили перспективы государственно-частного партнерства

some alt text
В минувший вторник, 30 августа, в воронежском Доме журналистов прошел круглый стол по теме «Государственно-частное партнерство. Воронежский опыт». Во встрече, посвященной актуальному вопросу приняли участие более десятка экспертов
 
 
В условиях экономического кризиса, нестабильного курса валют и международных санкций влияние государства в процессах стабилизации рынка становится важным как никогда. Взаимодействие государственных структур с реальным сектором не ограничивается бизнесом крупных госкорпораций. В регионах достаточно широко распространен опыт партнерства на уровне местных проектов в социальной, медицинской и прочих сферах. Таким образом одной из основных целей круглого стола организаторы и участники встречи отметили необходимость изучения опыта успешных проектов государственного-частного партнерства, выявления всех сложностей, мешающих в работе, обозначения пути решения всех возможных проблем. Еще один важный момент, это необходимость дать воронежским предпринимателям картину понимания задач подобного сотрудничества, с тем, чтобы взаимодействие между региональной властью и предпринимателями было более конструктивных и полезным для всех жителей области.
 
 
— Государственно-частное партнерство — относительно новая для России форма среднего и долгосрочного взаимодействия между государством и бизнесом. И создана она была для решения общественно-важных задач на взаимовыгодных условиях, — отметила в самом начале встречи модератор встречи, маркетолог и управленец Ольга Эльбаум. — Даже в Великобритании, которая традиционно считается родоначальницей этой формы реализации инвестиционных проектов, первые шаги по организации государственно-частного партнерства  были приняты всего лишь в 1981 году. В нашей стране это понятие в узком смысле, если не ограничиваться словом «концессия», впервые появилось в законодательном акте лишь в 2006 году.
 
Традиционными сферами такого партнерства во всех странах являются социальные и транспортные инфраструктуры. 
 
Как заметили организаторы круглого стола, по статистике в России государственно-частное партнерство наиболее развито в таких сферах как коммунальное хозяйство, дороги и здравоохранение. В Воронежской области один из самых масштабных дорожных проектов, реализованных на базе подобного сотрудничества — трасса М-4 (частный инвестор создал проект и теперь получил возможность вернуть свои инвестиции путем взимания платы за проезд). 
 
 
— Очень часто под ГЧМ понимают финансирование со стороны государства, предоставляемое частным компаниям, — говорит Игорь Лотков, директор АНО «Территориальный центр развития муниципально-частного партнерства». — Но на самом деле, если мы обратимся к той трактовке, которую предлагает действующее законодательство, то все с точностью, да наоборот.  Когда мы говорим о государственно-частном партнерстве, важно понимать, что не государство приходит на помощь частным предприятиям, бизнесу, а наоборот, государство приглашает частного партнера помогать нерешаемые или трудно решаемые вопросы в публичной сфере.
 
Истоком этого явления является дефицит бюджетных средств, которого как в нашей стране, так и во всем мире хронически не хватает для решения социального либо инфраструктурного развития стран, регионов и городов.
 
—  Одним из решений здесь видится привлечение частного капитала — в первую очередь банковских ресурсов, заемных средств, которые можно бы было направить на решение инфраструктурных задач. При этом важно понимать, что никакие банки, никакие кредитные организации не будут выделять средства не имея гарантии их возврата и получения той доходности, которая запланирована или определена в их нормативных документах.
 
Здесь и начинается сотрудничество: партнеры садятся вместе и разрабатывают бизнес-план в рамках которого с одной стороны решаются социальные задачи, с другой — бизнес видит каким образом его инвестиции окупятся, какой доход он получит, в течение какого времени и как это все будет функционировать.
 
—  Второй факт, который нужно отразить, —  продолжил Лотков, —  это то, что при реализации проекта ГЧП или МЧП речь не идет только о создание проекта, строительстве какого-то объекта, но также речь идет и об эксплуатации созданного объекта. 
 
 
Из этого вытекает третья предпосылка: на стороне частного партнера мы редко встретим одно юридическое лицо или одну компанию. Обычно мы видим финансовую компанию, которая предоставит финансирование для этого проекта, строительную компанию, которая должна создать сам объект и, наконец, компания-оператор, которая возьмет его после ввода в эксплуатацию и будет его эксплуатировать на протяжение длительного времени. Иногда это десятилетия, иногда — несколько десятилетий. И это тоже очень тонкий момент, потому что сегодня таких операторов, способных эксплуатировать такие объекты на коммерчески выгодных началах, их, к сожалению, не так много.
 
 
— Наше предприятие является ярким примером ГЧП, — замечает Павел Колтаков, технический директор акционерного общества «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области». — Сейчас я попробую назвать плюсы, которые мы получаем от такого сотрудничества. Ну, во-первых, так как мы являемся расчетным центром, то обладаем очень большим объемом информации по рассчетам за услуги ЖКХ, что позволяет государству выявлять больные точки, реагировать на них, мы можем предоставлять любую аналитику, структуру задолжности, причины и темпы задолжности и всю эту информацию отдавать государству. Кроме того, так как мы являемся обществом с государственным капиталом, то уровень доверия граждан, уровень ресурсных компаний, уровень ТСЖ к нам довольно высокий. Нашими партнерами являются крупнейщие ресурсо-содержащие организации города, десятки ТСЖ, УК. В свою очередь мы принимаем участие в законотворчестве. Кроме того, такое партнерство позволяет выступать нам медиатором в решение споров между УК и ресурсно-содержащими компаниями, которые нередко приводили к тому, что крайним оказывался конечный потребитель.
 
Здравоохранение
 
Широко ГЧП используется и в сфере здравоохранения.
 
 
—  Мы одни из первых в регионе, да и вообще в России, кто начал работать в рамках государственно-частного партнерства развивая онкологическую службу, —  отмечает Иван Мошуров, главный врач БУЗ ВО «Воронежский областной клинический онкологический диспансер». — На сегодняшний день существует весьма дорогостоящее в обслуживание медицинское оборудование, и его, наверное, нет смысла покупать государственному лечебному учреждению. Достаточно, если оно будет у частника, который его обслуживает.
 
Для государства же дешевле именно покупать определенный вид услуги. Например, именно так работает обследование ПЭТ-КТ позитронно-эмиссионный компьютерный томограф,  которое проводят в онкоцентре на Минской. 
 
 
За последний год данный вид обследований понадобился двум тысячам пациентов. Необходимость или отсутствие таковой решает специальная комиссия, которая также была создана на базе онкоцентра.
При этом важно, чтобы такое партнерство было под контролем государства, отмечает Иван Мошуров. Это позволит исключить коррупционную составляющую. 
 
Еще один дорогостоящий аппарат, который изначально был приобретен частной компанией и успешно используется для помощи пациентам государственных учреждений — кибер-нож — метод лучевой терапии. Таких процедур приобретается около 50 за год.
 
 
Многие эксперты признают, что банковская система, на которой в данном вопросе делается упор, во многом еще не достаточно эффективна. Хотя положительные подвижки все-таки наблюдаются.
 
 
— Практика нашего банка в сфере государственно-частного партнерства достаточно обширна, — отмечает Александр Губин, начальник отдела клиентских отношений Филиала Банка ГПБ (АО) в Воронеже. — Хотелось бы обратить внимание на западно-скоростной диаметр, центральный участок которой финансировал Газпромбанк, в Санкт-Петербурге в рамках ГЧП строились корпуса городских больниц, строились детские сады и в Томской области, в Якутске, Петербурге. С каждым годом проекты ГЧП увеличиваются. Среди ошибок, которые нередко допускаются в сфере государственно-частного партнерства — непроработанность предложений.  Недостаточно иметь идею, она ничто без экономического обоснования, без компании оператора.. 
 
Образование
 
 
— Если сфера ЖКХ, здравоохранения как-то вырвались вперед в плане государственно-частного партнерства, то в сфере образования нам еще рано говорить о каких-то успехах и чем-то гордиться, — замечает Александр Могилев, директор НОУ ДДМШВ «Магистр». — На самом деле, в области образования у нынешних органов образования потенциал сотрудничества с бизнесом нулевой, если не отрицательный.
 
Проблем много. Не зря в последнее время все активнее говорят о системе unschooling, которая позволяет родителям отказаться от обучения в государственном учреждение, беря все заботы по воспитанию ребенка на себя. И если три года назад у нас в стране было порядка 20 тысяч таких ребят, в минувшем году эта выросла уже до 100 тысяч, в этом от обучения отказались  200 (!) тысяч школьников по всей стране.
 
 
Плавно участники круглого стола подошли к оценке усилий власти в обсуждаемой сфере:
 
— Воронежская область по качеству нормативной базы, по степени готовности к заключениям государственно-частного партнерства, по независимой оценке экспертов, находится на втором месте после Ленинградской области,— замечает Павел Командоров, начальник отдела Департамента экономического развития Воронежской области. — И здесь нужно понимать, что Ленинградская область, это область, в которой в России и началось ГЧП. Что позволило нам достичь таких результатов? ГЧП у нас развивается с 2009 года, когда был создан первый индустриальный банк Масловский, когда государство совместно с Федерацией создало инженерную инфраструктуру, а инвесторы поучаствовали своими частными инвестициями. Проект Водоканала можно по-разному оценивать, но это был первый в России опыт передачи частному партнеру объектов водоснабжения населения. И этот опыт был интересен с практической точки зрения. Как уже было замечено, практики ЖКХ имеют сложности с построением финансовой модели, с окупаемостью. Нам удалось синхронизировать все процессы и частного оператора, и банка, и имущественные вопросы решить. Мы планируем и дальше выстраивать диалог. 
 
 
Движущей силой процесса внедрения государственно-частного партнерства была и остается тенденция сокращения роли государства в экономике. В основе самой идеи государственно-частного партнерства лежит теория смешанной экономики. Нужно понимать, что не любое взаимодействие между бизнесом и частным капиталом можно считать  государственно-частным партнерством. Критерием, как правило, является выполнение бизнесом функций, которые традиционно выполняло государство, развитие и поддержание инфраструктуры. Такое взаимодействие в конечном итоге позволит добиться достойных результатов, которые бы не были возможны без усилий каждой стороны.