Название беседы «Фома неверующий» может кому-то показаться обидным, ведь как же так? Большинство из нас крещено, многие по большим праздникам бывают в храме. Но это название как бы характеризует настроения общества в вопросах веры. Называться Фомой неверующим, как разъяснил отец Павел Семёнов, ещё надо заслужить.
Перед началом беседы отец Петр попросил поднять руки тех, кто крещен. Подняли практически все. Затем попросил тех, кто ходит в храм. Оказалось гораздо меньше. А кто читает Евангелие? Ещё меньше.
Отец Павел пересказал отрывок из Нового завета, где Фома обозначил своё неверие, о том, как поверил в воскресение Иисуса только после того, как увидел учителя и смог дотронуться до его ран.
– В церковных богослужебных текстах неверие Фомы называют добрым, – пояснил отец Павел. – Почему неверие Фомы называется добрым? Потому что сомнения бывают двух родов: одно является отрицанием тех вопросов, которые ставит вера, а второе неверие - не как отрицание, а как желание практического опыта. Что и хотел Фома: вложить перста в раны Его.
– Сегодня существуют такие темы, которые табуированы в обществе. Например, тема смерти. Любой вменяемый человек признает тот факт, что рано или поздно надо умереть. При этом современный человек живёт, будто смерти не существует, будто он здесь, на земле, вечен. Каждый день мы приближаемся к этой черте, но человек не хочет об этом думать. Думать об этом неприятно. Мысли о смерти заставляют по-другому относиться к жизни, по-другому расставлять приоритеты. Поэтому неверие многих связано с нежеланием задавать эти сложные вопросы. Другое неверие – это желание удостовериться самому, опытно познать. Познать – это не значит просто получить информацию, познать — это значит попробовать, вкусить, испытать, пережить, что и хотел Фома. Быть настоящим христианином - это искать этот опыт, эти переживания.
– Вся эта статистика говорит о том, что вера большинства несостоятельна. Если человек ходит в храм и носит крестик, то это еще ничего не значит. В Англии говорят: двухразовый христианин. Это когда первый раз человек оказывается в церкви при крещении, второй раз при отпевании. У нас лучше, два раза в год христиане. На Рождество воды святой набрать и на Пасху куличи освятить. Это не православие, а обрядоверие.
– Я совершил ошибку. Сначала освятил куличи, а потом решил прочитать проповедь, рассказать о том, к чему призывает православие, – вспоминает отец Павел. – Но люди ушли. Им куличи нужны, а не Церковь и Бог.
– В Европе идет дехристианизация, отказ от Бога. Какое отношение между людьми возникает без Бога? Об этом писал Достоевский. Он пришёл к мысли, что если Бога нет, то всё позволено. И убийство, и блуд.