3 июля специалисты компаний Head Hunter, ВТБ и института психологии «Терра» на круглом столе поделились своими исследованиями рынка труда и так называемого поколения «Y». Ключевыми вопросами обсуждения стали проблемы занятости молодежи, кадрового голода сфер, трудоустройства украинских эмигрантов.
Украинские гастарбайтеры
- Не все воронежские компании сегодня готовы принимать беженцев. Это юридически тонкий вопрос - есть так называемое квотирование рабочих мест иностранных граждан, - пояснила ситуацию директор макрорегиона Юг компании Head Hunter Ирина Веретенникова. - Неизвестно чем закончатся военные действия на Украине и как долго они продлятся. Поэтому многие беженцы еще не решили, останутся ли они жить здесь или вернуться к себе на родину. На данный момент для нас они являются гражданами Украины. Чтобы их взять на работу иностранцев работодатель должен был в прошлом году подать заявление в соответствующие органы на определенное количество рабочих мест, и организовать эти рабочие места под рабочую силу.
По факту, большинство воронежских работодателей сейчас не готовы принимать беженцев с Украины на постоянные должности. Максимум что они могут им предложить это вакансии разнорабочих, подсобников и курьеров, в общем, те специальности, на которые сотруднику можно платить каждый день, не заморачиваясь с оформлением документов. Основная мотивация компаний в данном случае: «Мы не знаем, придут ли они завтра на работу».
Отметим, что Российские регионы принимают к себе беженцев из Украины. В Воронеж и Ростов активно бегут жители Донецкой и Луганской областей. В то время, как в Белгороде чаще селятся харьковчане.
На круглом столе не было представителей государственного центра занятости Воронежа, хотя на мероприятие их приглашали. Специалисты данной службы наверняка смогли бы подробно рассказать о трудоустройстве украинских беженцев в нашем регионе, поделиться цифрами статистики и теориями прогнозов.
Амбициозное поколение «Y»
Поколением «Y» специалисты сферы трудоустройства относят молодежь 20-30 лет. По словам руководителя отдела обучения Воронежского филиала ВТБ Людмилы Демченко, это люди с завышенными ожиданиями и высокими требованиями к работодателю.
- От поколения «Х», которое готово работать чисто для заработка по 30-50 лет на одном предприятии, их отличают ценности, с которыми они приходят к нам, и те результаты, на которые они рассчитывают, - комментирует ситуацию руководитель отдела обучения Воронежского филиала ВТБ Людмила Демченко. - Наш банк с 2011 года начал активно изучать поколение «Y» - кто это, чего хотят и как сделать, чтобы эти люди выбирали именно наш банк. Отличительные особенности, которые мы отметили это завышенные ожидания: закончив ВУЗ, молодой человек ожидает сделать великолепную карьеру, зарабатывая большие суммы денег и прикладывая при этом минимум усилий. Такие требования зачастую не обоснованы и не подтверждены. Просто потому, что все они считают себя уникальными.
Причем каждый член группы «игреков» - того поколения, которое есть, уверен, что они талантливые индивидуалы и, что у каждого из них есть какие-то сверхспособности. Большинство из них уверено, что станут новыми Билами Гейтсами и изобретут суперсовременные космические корабли. «Правда, зачастую такая уникальность ничем не подкреплена. Они хотят делать быструю карьеру, не прикладывая к этому никаких усилий», - вздыхает Демченко.
Об ожиданиях и реалиях
Сегодня зарплатные ожидания выпускников ВУЗов, равно как и опытных специалистов, несколько выше тех сумм, которые предлагает работодатель. Молодежь требует по 18-20 тысяч рублей зарплаты, люди постарше – в пределах 28-30 тысяч рублей. Работодатели готовы платить молодежи максимум по 15-18 тысяч, опытным специалистам в основном до 25 тысяч рублей. Оно и неудивительно - еще бородатая поговорка гласит: «Проси больше, меньше всегда дадут».
Основными критериями выбора нового поколения являются престиж и комфорт. По мнению самих «игреков» в компаниях, где они мечтают работать должна быть корпоративная культура и командный дух. Где в рамках корпоративной культуры будут не только празднования дней рождений директоров, но также социальная активность компаний. Последняя, по их мнению, должна транслировать систему ценностей своим сотрудникам, устраивать их детей в детские сады и творить прочие корпоративные блага, буквально «прибивая гвоздями» сотрудников к их рабочим местам. При этом, новое поколение готово менять работодателей, по средней статистике, раз в три года. Им важно, чтобы работодатель был готов вкладываться в их развитие и досуг.
Представители поколения «Y» измеряют мир глазами - для них все должно быть ярко и красиво, а рабочие места должно быть оборудованы по последней букве Hi-tack. Еще они хотят новых знаний в сфере работы и стремятся к ним. У них развита тяга к самообразованию и постоянному повышению уровня личной квалификации. Для них очень важна система наставничества. Они выбирают те компании, где уже внедрен коучинг и индивидуальное консультирование.
О результатах и родителях
Собственную ценность для компании должен ощущать каждый «Y», тогда он будет выкладываться на работе на 100%. Несмотря на завышенные требования к потенциальному работодателю это поколение готово выкладываться на полную катушку и показывать результат в соответствии с поставленными задачами. Для них не работает мотивация «надо», лучшим стимулом будет «я хочу» - то есть создание условий. Когда сотрудник, получая задание, воспринимает его как собственную инициативу и стремиться ее максимально реализовать.
Однако не все так прекрасно и по мажорной гамме. Пускай это люди яркие и амбициозные, умеющие ставить цели и идти к ним. Их существенный минус - это завышенные ожидания. Если эти ожидания оказываются слишком завышенными, то происходит демотивация, когда молодежь становится тухлыми и вялыми сотрудниками кадров. Не стоит забывать и про то, что среди поколения «Y» есть и весьма инертные люди, амбиции которых требуют таких же высоких зарплат, но они даже не могут объяснить, что именно они хотят.
Люди поколения «Y» прислушиваются к мнению родителей, с малых лет закладывающим своим детям ценности и мотивации.
- Практика показывает, что влиять на родителей - гиблое дело, - поделился психолог института практической психологии «Терра» Александр Власов. - Если у ребенка нет желания развиваться, то это значит, что у родителей не было желания развивать своего ребенка. В этом случае никакой ресурс не поможет. Это должно идти из семьи, воспитания.
Кадровый кризис
- Большая часть выпускников сейчас идет работать по специальности. Ситуация за последние пять лет серьезно изменилась. Если раньше выпускники ВУЗов несмотря на свои специальности, шли работать в сферу продаж, когда появилась байка, что там водятся «легкие деньги». Сегодня этот миф развеялся, в продажи идут только 50% выпускников. Поэтому в продажах потихоньку начинается кризис, - комментирует положение дел Ирина Веретенникова.
Согласно данным мониторинговой службы Head Hunter, самые востребованными сферами на сегодняшний день являются IT, банки и продажи. Чтобы начать карьеру в них совершенно необязательно иметь опыт работы, достаточно базовых знаний. Начиная от простого подмастерья можно по мере повышения опыта расти по карьерной лестнице.