Однако, в отличие от ежегодного торжества, субботним утром на плацу стояли не вчерашние курсанты, а зрелые офицеры.
Как отметил главком ВВС генерал-полковник Владимир Бондарев, Академия - единственный в своем роде военный вуз. По числу служащих это - почти армия, 36 тысяч человек личного состава. Учатся здесь и граждане как ближнего, так и дальнего зарубежья - в числе выпускников есть граждане Армении, Сирии, Белоруссии, азиатских республик.
Среди выпускников из восьми стран, по-курсантски попрощавшихся с учебным заведением, бросив монеты на асфальт, большинство - подполковники и майоры. Есть среди них офицеры с боевым опытом, как, например, подполковник Николай Шпитонков. Сорокалетний подполковник участвовал в нескольких вооруженных конфликтах, до недавнего времени служил на авиабазе в Воронеже. В августе 2008-го в небе над Грузией он совершил подвиг, проявив незаурядное мастерство и храбрость.
Тот вооруженный конфликт унес жизни как мирных жителей, так и военных. Грузинская сторона активно использовала комплексы ПВО "Бук", которые и стали причиной потерь, по разным оценкам, от четырех до семи российских самолетов, в том числе современной модификации Ту-22 в варианте разведчика. Среди погибших с нашей стороны - летчик-испытатель ВВС России полковник Игорь Ржавитин. Были и пленные россияне, после катапультирования оказавшиеся на грузинской территории.
Все это осложняло проведение операции "Принуждение к миру". Без поддержки авиации и информации воздушной разведки потери армии однозначно росли бы.
Чтобы лишить противника возможности обнаруживать и сбивать наши штурмовики и самолеты-разведчики, командование приказало экипажу Су-24М в составе майора Сергеева и капитана Шпитонкова уничтожить радиолокационный пост управления и наведения противника. Станция находилась на грузинской территории, в 17 километрах от города Гори. Поэтому в полете нужно было пересечь линию фронта, не дав себя обнаружить.
Задача осложнялась тем, что под Гори долгое время шла подготовка к созданию крупной грузинской военной базы. Подходы к цели были насыщены средствами ПВО, к тому же погода была сложной для полетов.
Осознавая риск, штурман Николай Шпитонков проложил курс, максимально благоприятный для нанесения удара. В то же время командир экипажа сумел "на грани фола" провести бомбардировщик и дал возможность Шпитонкову произвести пуск ракет. Управляемые ракеты мастерски поразили цель - радиолокационный пост наблюдения был уничтожен. Все это произошло ночью, в полной темноте.
Успех одного из самых рискованных боевых вылетов российской авиации позволил действовать нашим наземным силам и фронтовой авиации. После этого Шпитонков аналогично уничтожил радиолокационную станцию недалеко от Тбилиси. За несколько дней Грузия проиграла в военном конфликте.
За проявленный героизм, который сохранил жизни военнослужащих, участвовавших в российской операции, капитан Николай Шпитонков был удостоен звания Героя России.
Впрочем, сам Николай Шпитонков в краткой беседе с корреспондентом 36on. ru (офицера срочно вызвал главком) рассказывая о вышеприведенных событиях семилетней давности, был скуп на эмоции. Оценивая свои действия, он добавляет:
- Это была обычная боевая задача. Служу Российской Федерации!