1 декабря в Доме молодежи прошел мастер-класс Павла Селина на тему «Телевизионный специальный репортаж. Практические советы». В мероприятии приняли участие представители воронежских СМИ и студенты факультета журналистики. Организатором выступила «Гильдия аналитических журналистов».
Павел Селин на телевидении более 20 лет. Закончил журфак ВГУ. Начинал с репортажей в телепрограммах «Намедни», «Сегодня», «Программа максимум», «Русские сенсации». Автор и ведущий ток-шоу «Последнее слово» на НТВ. В настоящее время – ведущий программы «Мегаполис» и ток-шоу «За границей» на RTVi.
Телеведущий поделился с воронежскими коллегами секретами профессионального мастерства и собственным опытом:
-Я изобрел поговорку: «Под лежачего репортера сюжет не течет». Если ты ничего не делаешь, то вряд ли что-то получится. И не нужно бояться ошибок.
Павел Селин рассказывал об одном из самых сложных телевизионных жанров - специальном репортаже:
-Я работаю в этом жанре много лет. Специальный репортаж соединяет в себе все основные телевизионные жанры. Он коварен тем, что за короткое время в эфире можно либо проявить все свое мастерство, либо «упасть» в грязь лицом.
Итак, советы Павла Селина, которые пригодятся не только тележурналистам, но и всем, кто так или иначе связан со СМИ:
-в процессе подготовки к репортажу выработать идеологию будущего сюжета, ответив на вопросы: «Зачем ты это делаешь? Что ты хочешь сказать своим сюжетом? Если это впервые на экране, то почему ты рассказываешь про этого человека или освещаешь эту тему»;
-по возможности провести предварительное интервью перед основными съемками. Благодаря этому могут «всплыть» самые интересные детали;
-постараться узнать о герое максимум информации, «погрузиться» в тему сюжета с головой. В дальнейшем, знание, казалось бы, незначительных деталей поможет расположить героя к себе. Главное, делать это тактично;
-отсмотреть всю хронику СМИ по этой теме;
-превращать минусы в плюсы. Например, у вас есть некачественная архивная пленка. И вы сомневаетесь, ставить ее в сюжет или нет. Ставить! Но зрителям нужно подать это под таким «соусом»: «Пленка не очень хорошего качества, почти не слышно, как герой говорит, но важно что!»;
-не ленитесь просматривать отснятый материал! В противном случае пропустите самое интересное!
-чередуйте «энергичные» эпизоды с более «спокойными». Зритель не должен скучать;
-постарайтесь закончить репортаж «мощным, неожиданным куском».
По мнению Павла Селина, в идеале сюжет должен быть таким, чтобы зритель не мог от него оторваться, даже если ему очень хочется в туалет:
-Самый большой успеха тележурналиста - это когда зритель хочет в туалет, но не может уйти, пока не досмотрит его сюжет!