После двух туров четыре кластерных проекта Воронежской области выбыли из конкурса.
Недавно на стратегической сессии под названием «Кластерные инициативы области, как драйверы стратегии новой индустриализации России и основной базовый инструмент создания новых высокопроизводительных рабочих мест» стало ясно, для чего руководители местного промышленного сектора объединяют малые и средние предприятия в кластеры.
Мероприятие проходило под руководством общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Необходимо сказать, что такое кластер. Сотрудники Центра кластерного развития области пояснили, что кластер – это группа независимых, конкурентоспособных предприятий отраслевой направленности, которая имеет активные внутренние каналы связи – сообщает «Воронежский курьер».
Как стало известно 36on.ru Воронеж, маленькие и самобытные кластеры преобладают.
В настоящее время в регионе заключены соглашения, касающиеся создания четырех крупных кластеров. Назовем их.
Первый кластер - «Инженерные технологии АПК». Предприятия, заинтересованные в его развитии, следующие: ЗАО «Молвест», филиал пивоваренной компании «Балтика-Воронеж»», ОАО «Комбинат мясной Калачеевский», «Бутурлиновский мелькомбинат», филиал ООО «Бунге СНГ», Ольховатский и Елань-Коленовский сахарные заводы, а также ОАО «Минудобрения». Совместными силами данные организации способны достичь еще больших успехов, нежели поодиночке.
Второй кластер - «Промышленность строительных материалов». Его якорным предприятием является ОАО «Домостроительный комбинат».
Третий кластер - производители оборудования для нефтегазовой промышленности. Его якорем выступает производственный комплекс «Космос-нефть-газ»,
Четвертый кластер - ИТ-кластер. Организации, заинтересованные в его развитии следующие: концерн «Созвездие», ВГУ, технический университет и инженерно-строительная академия, лестех, компания «Рет» и другие.
Первый заместитель председателя облправительства Александр Гусев сказал, что не нужно бояться возводить современные производства. Основная задача объединения – это устойчивый сбыт. Создание кластера происходит не для крупного предприятия, так как оно в любом случае выживет. Здесь речь идет о малых и средних организациях, которые могут удовлетворять некоторые потребности крупнейших предприятий. Это значит, что крупные организации выступают для более мелких рынком сбыта. «Почему сейчас нам полезно создание кластеров? Появляются дополнительные меры господдержки. Предприятие с объемом инвестиций в 50 миллионов рублей не попадает по нашему законодательству в программу поддержки особо значимых социально-экономических проектов. Зато для кластерных объединений разработаны свои программы поддержки - прямой финансовой и налоговой».
Еще одно достоинство кластера то, что его члены имеют возможность дополнять друг друга, тем самым, представлять единое целое на профильном рынке.
По словам вице-президента «Деловой России» Николая Остаркова, в основании экономики всех развитых стран лежат кластеры. Здесь работает принцип: наилучший способ – объединяться, нежели конкурировать в чистом виде.
Что касается Воронежа, то его Остарков назвал одним из сильнейших регионов. Такой «вердикт» вице-президент «Деловой России» вынес исходя из таких факторов, как разработанность методики образования кластеров, поддержка проектов властью.
Но, несмотря на это, кластерные проекты Воронежской области выбыли из конкурса Минэкономразвития РФ.
В чем же причины этого? Об этом рассказал директор департамента инновационного развития министерства Артем Шадрин. Как он сообщил, от региона на конкурс было выдвинуто четыре кластерных проекта. Со всей России пришло 94 проекта.
Первый тур отсеял много проектов, и остались лишь 37. В это число вошел и наш нефтегазовый кластер. Второй тур мы не прошли. Остались 25 лучших проектов. Шадрин пояснил: «Ваш кластер получил достаточно небольшие оценки экспертов. Его рассматривали 24 независимых оценщика, их погрешность была сведена к минимуму. Сейчас мы подготовили свои заключения по каждому проекту, в которых будут и рекомендации по устранению недочетов. Надеемся, что в дальнейшем программы Воронежа будут доработаны».
В своем докладе директор компании «Стратеджи Партнерс» Максим Лозовский обратил внимание на факторы, препятствующие активному развитию бизнеса. В соответствии с его словами, руководители местных компаний провели социальный опрос. В результате обрисовалось несколько пунктов, создающих сложности для роста бизнеса. Во-первых, это высокий уровень налогов. Во-вторых, нехватка персонала требуемой квалификации. В-третьих, низкая производительность труда.
Исходя из всего этого, в области отсутствуют высокопроизводительные ресурсные кластеры. Если говорить в общем, то климат для развития бизнеса в регионе благоприятный, но имеются и пробелы, на которые влияет преступность, недостаточно мощные производственные технологии.
Максим Лозовский считает, что повысить конкурентоспособность можно, привлекая средства, в том числе иностранные, на создание современного производства и активизацию кластеров, а также реализацию политики занятости.
По словам директора - главного конструктора бюро «НПП Электроаппарат» Владимира Парыгина, недорогие, эксклюзивные технологии у нас есть. Необходимо желание и возможность продвинуть их на рынок. Владимир Парыгин также предположил, что кластер далеко не всегда является удачным решением для мелких организаций, так как в этом случае не находит решения основная задача, которая заключается в помощи реализовывать инновационное изделие. «Я здесь не услышал об усилиях власти по борьбе с иностранными конкурентами, по продвижению на рынок отечественных разработок. За границей правительства помогают своим, а у нас все только надеются, что на них обратят внимание, участвуют в конкурсах. В банках нам дают кредиты только под 24% годовых - грабительский процент».
Вице-губернатор Гусев оппонировал: «Сейчас вы бросаете обвинения, что у нас нет мер господдержки. У меня другие цифры: в 2011 году только предприятия сельскохозяйственной сферы из бюджета получили 5,4 млрд. рублей. Хотя весь бюджет области – 53 млрд. На промышленность потрачено более 1 млрд. Вы говорите о каких-то драконовских условиях по кредитам. Да, но только если у вас нет условий для обеспечения необходимого займа. Банку нужна или залоговая база, или неубиенная логика проекта. Все должны быть уверены, что вы выстрелите».