27 апреля в Каширском районе прошли общественные слушания по предварительному варианту материалов оценки воздействия на окружающую среду эксплуатации энергоблоков №1 и 2 Нововоронежской АЭС-2. А накануне в Госдуме разгорелся скандал, связанный с деятельностью отечественной атомной промышленности.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук в канун очередной годовщины Чернобыльской трагедии (26 апреля 1986 года) раскритиковал работу отечественной атомной отрасли. «Хиросима и Нагасаки, Чернобыль и Фукусима обязывают помнить, что атом может нести людям как свет и тепло, так и быть их смертельным врагом, - заявил Никитчук. - Любое пренебрежение правилами чревато непредсказуемыми последствиями. Поэтому не может не вызывать беспокойства нынешнее положение в госкорпорации «Росатом». Значительная часть реакторов советского времени выработала гарантийный срок. Продолжают работать 11 реакторов чернобыльского типа. Некоторым из них продлили срок эксплуатации или они работают не на полную мощность из-за физического износа. Коррупция разъедает отрасль. В 2011 году лишились своих мест около 15 топ-менеджеров, в 2010-м их было 35. Замруководителя «Росатома» Евгения Евстратова следствие обвинило в растрате 50 млн рублей».
Иван Никитчук также рассказал о злоупотреблениях при закупках запчастей и оборудования, например, контрафактной арматуры: «В 2009 году на Ростовской АЭС были смонтированы электрозадвижки, не отвечающие требованиям эксплуатации в атомной энергетике. Можно вспомнить обвал арматуры летом 2011-го на Ленинградской АЭС и закупку гнилой арматуры на 620 млн рублей для плавучих АЭС. Очевидно, по той же причине на 50% снижена мощность нового энергоблока на Нововоронежской АЭС. Ситуация в «Росатоме» и все затеи его руководства чреваты новым Чернобылем».
К сожалению, на слушания в Каширу депутат-коммунист не приехал, зато прибыл его коллега, зампред комитета по энергетике Госдумы Сергей Левченко. До начала обсуждений он побывал на строящейся станции, заявив, что ее проект признают экологически прогрессивным и передовым как российские, так и международные эксперты. «Мы должны доверять профессионалам, - сказал парламентарий. - За последние годы НВ АЭС-2 - одна из лучших наших российских строек - и по уровню технологической оснащенности, и по качеству работ, и даже по порядку непосредственно на площадке». Выступление Никитчука Левченко назвал болью за состояние всей промышленности: «Я мог бы перед вами выступить и более громко по классической энергетике, где у нас износ свыше 70%. Думаю, такие откровения приносят пользу. Эмоции эмоциями, но обнародованные факты заслуживают ответа».
В небольшом уютном зале каширского Дома культуры было прохладно и свежо, хотя свободных мест не наблюдалось. Собрались человек 200. Все сохраняли спокойствие, казалось, даже не шептали. Слева на стене висела большая картина, на которой сказочный Иванушка ловил рыбку в чистой реке. А со сцены докладывали: площадь НВ АЭС-2 - 77,6 га, отвод земли под объект - 234,8 га. В основе обеспечения безопасности проекта - принцип глубокоэшелонированной защиты, который позволяет безболезненно пережить падение самолета, смерч, взрывную волну и даже затопление. НВ АЭС-2 сооружается по разработанному ОАО «Атомэнергопроект» проекту «АЭС-2006», в котором применена реакторная установка ВВЭР-1200. Мощность одного энергоблока - 1200 МВт, проектный срок службы основного оборудования - 60 лет.
Глава администрации Каширского района, герой России Александр Пономарев заметил, что в связи с сооружением объектов Нововоронежской АЭС-2 местная власть лелеет определенные надежды. «Мы хотим, чтобы работы проходили как можно прозрачнее. Знаем, что недавно руководство госкорпорации «Росатом» обещало серьезную поддержку Нововоронежу. Но мы тоже хотели бы рассчитывать на социально-экономическую помощь. Думаю, что наши пожелания будут услышаны».
Замдиректора по проектированию НВ АЭС-2 «Атомэнергопроекта» Сергей Елфимов, объясняя принципы работы принятых на станции систем, сказал: «Мы все заложники ситуации. У нас есть дети, внуки. И мы все хотим, чтобы АЭС были безопасными». Первый замдиректора филиала концерна «Росэнергоатом» «Проектно-конструкторский офис» Валерий Новак уточнил, что рассматриваемые на слушаниях документы показывают малозначимое влияние на экологию. «Радиационная обстановка с вводом новой АЭС, в том числе в Каширском районе, не изменится, - сообщил Новак. - Санитарно-защитная зона ограничивается периметром станции, и даже в случае проектных аварий никакого воздействия на население не окажет. Но если говорить о запроектных ситуациях, то потребуются защитные мероприятия в радиусе не больше трех километров».
Главный инженер дирекции строящейся НВ АЭС-2 Виктор Вагнер не стал отрицать, что возведение объекта началось не в самых лучших условиях. После реформ 90-х годов были утеряны навыки работы на столь масштабных объектах, «но своими требованиями и инвестициями мы начали поднимать планку в отрасли». Как сказал Вагнер, трудности с течением времени преодолеваются, в том числе по некачественным материалам. К примеру, были случаи, когда ржавую арматуру приходилось возвращать поставщику: «Система качества, которая сейчас организована на стройплощадке, в принципе не допускает поступления в производство бракованных материалов».
Декан биолого-почвенного факультета ВГУ Валерий Артюхов также не усомнился в высоком уровне проекта станции, напомнив, что если за рубежом радиационный фон в 18 - 20 микрорентген считается нормальным, у нас такое состояние расценивается как тревожное. В общем, вполне ожидаемо участники слушаний пришли к выводу, что эксплуатация энергоблоков АЭС экологии никак не навредит. Открыто недовольных проектом на мероприятии не оказалось, а депутат Никитчук от Каширы далеко.
Добавим, что в конце апреля на площадке НВ АЭС-2 приступили к бетонированию третьего яруса внутренней защитной оболочки здания реактора энергоблока №2. Проектом «АЭС-2006» предусмотрена двойная железобетонная защитная оболочка реактора. По идее, она исключает выход радиоактивности в окружающую среду и служит физической защитой от природных и техногенных внешних воздействий. Толщина внутренней и наружной оболочек составляет соответственно 1,2 и 0,5 метра. Будем надеяться, работникам новой станции не придется на деле испытывать прочность эшелонов своей защиты.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".