Появление достаточного нового средства передвижения на городских улицах регулярно становится темой для дискуссий. Особенно активно поднимается тема запрета самокатов после очередного происшествия с пострадавшими. Причем травмы нередко получают и сами водители СИМ, и пешеходы. Но, как показывает практика, пешеходы обычно страдают серьезнее.
Институт общественного мнения «Квалитас» провел исследование, посвященное тому, чтобы выяснить, как же на самом деле воронежцы относятся к самокатам на городских улицах.
Первый вопрос, который задавали горожанам, был достаточно общим: как вы в целом относитесь к тому, что на улицах Воронежа появились электросамокаты?
Опрос показал довольно очевидные результаты: отрицательное отношение превалирует над положительным в соотношении 54% к 15%, и такое отношение к этому явлению характерно для всех социально-демографических групп населения. Даже молодые люди до 30 лет, которые считаются основными потребители СИМ, в своем большинстве отрицательно относятся к этому новшеству последних лет (соотношение 49% против 22%).
Нейтрально к этому явлению относится приблизительно треть жителей Воронежа старше 18 лет. Социологи отмечают, что, вероятно, эта группа горожан либо сама не прочь прокатиться с ветерком по тротуарам центральных улиц города, либо еще не вступали в конфликт с так называемыми «самокатчиками».
Второй вопрос звучал следующим образом: Вы лично пользовались электросамокатом для передвижения по городу?
15% опрошенных горожан ответили, что имеют положительный опыт в этом вопросе. Однако лишь 1% из них можно назвать систематическими пользователями электросамокатов. Потенциальными же потребителями услуги аренды электросамокатов, не исключающими в будущем опробовать новый для себя способ передвижения по городу, является почти четверть воронежцев старше 18 лет.
- Вместе с тем подавляющее большинство наших сограждан (61%) негативно относятся к самой возможности использовать электросамокат как транспортное средство. Следует отметить, что вполне логичным выглядит тот факт, что с возрастом, таких людей становится всё больше (от 41% среди молодежи, до 93% среди людей старше 60 лет), - отмечают в Квалитас».
Также исследование показало, что, чем чаще люди пользуются электросамокатами, тем с большим позитивом они воспринимают их наличие на улицах города. Так, те, кто часто пользуется электросамокатами, на 100% удовлетворены их присутствием на центральных магистралях мегаполиса. А вот среди тех, кто пользуется самокатами время от времени, этот показатель составляет уже 18%. У тех же, кто полностью индифферентен к новоявленному средству передвижения, степень удовлетворенности не превышает 2%.
Попросили воронежцев высказать и о том, как они относятся к вероятному запрету самокатов на городских улицах.
Мнение горожан оказалось довольно неожиданным. Так, несмотря на то, что больше половины опрошенных воронежцев не одобряют появления электросамокатов, тем не менее, тех, кто высказался за полный запрет этого транспорта оказалось совсем немного – всего лишь 13%. 12% высказали противоположное мнение – оставить всё, как есть, не пытаться запретить или ограничить существующую систему эксплуатации СИМ.
А подавляющее большинство жителей Воронежа выступают за жесткое регламентирование условий использования электросамокатов (75%).
Отметим, что ряд ограничений эксплуатации СИМ уже существует. Так, например в Воронеже определены зоны, где движение на электросамокатах запрещено, также разработаны правила движения по проезжей части и тротуарам, определены требования к самому перемещению на самокатах, в том числе, ограничение скоростного режима, запрет на парную езду и так далее. Разработана также система штрафов за нарушение регламента. Поэтому воронежцам остается только научиться уважать друг друга - на дорогах и тротуарах.