По данным Центра управления регионом, в Воронежской области выявлено не менее 200 тыс. фактов распространения или упоминания фейка с начала года. Наиболее популярные фейки – постановочные или архивные фото и видео, поддельные документы, намеренное искажение информации.
«Мы обнаружили в соцсетях массу фейков, которые вбрасывались с прицелом на жителей региона, а некоторые из них пошли дальше, были подхвачены федеральными пабликами, каналами и даже СМИ. Необязательно враждебными. Это говорит о повышенной виральности, популярности такого контента, – рассказал руководитель воронежского ЦУР Андрей Черваков. – Цель фабрикации таких фейков – посеять панику, сформировать в обществе атмосферу страха, что делает борьбу с ними в информационном поле настолько же значимой, как и противодействие экстремизму и терроризму».
По тематике в Воронежской области одними из самых активно распространяемых недостоверных сведений стали сообщения, связанные с СВО и частичной мобилизацией (в частности – о различных диверсионных группах, закладывающих по городу взрывчатку, об эвакуации жителей, о якобы расположенных в супермаркетах мобильных призывных пунктах, о нехватке водителей общественного транспорта из-за мобилизации и т.д.).
По данным АНО «Диалог», фейки становятся все более правдоподобными, что размывает границу доверия пользователя к каналам коммуникации и подчеркивает необходимость реагирования на недостоверную информацию и ее устранения. Кроме того, характер распространения фейков утрачивает локальность и все больше приобретает массовость и быстроту. В связи с этим «Диалог» запустил фактчекинговую платформу «Лапша Медиа», которая предоставляет квалифицированную оценку фейков экспертами, ведущими СМИ и вузами.
«Мы столкнулись с угрозой не только информационной, но и национальной безопасности, когда требуется консолидация государства и гражданского общества: органов власти, молодежи, представителей СМИ, вузов, экспертных сообществ.», – отмечает генеральный директор «Диалога» Владимир Табак.