|
Такое решение было принято на первой встрече представителей власти и руководителей основных российских интернет-компаний, организованной партией "Единая Россия".
Представители "Мэйл.ру", "Интерфакса", "Одноклассников", и других лидеров интернет-рынка обсуждали проблемы своей отрасли, возникшие в последние месяцы. Круглый стол "Развитие Интернета в период мирового кризиса" проводился под патронажем партии "Единая Россия", а его модератором выступил депутат Госдумы, основатель корпорации Newmedia Stars (Дни.Ру, ВЗГЛЯД, Russia.Ru и др.) Константин Рыков. Впрочем, как оказалось, Интернет еще не ощутил на себе полностью последствия кризиса. Пока представители сообщества говорили не о своих потерях, а всего лишь о снижении темпов роста.
Константин Рыков выделил четыре основных кризисных проблемы интернет-сферы. Это неплатежи, сворачивание рекламных бюджетов, которое доходит до 40%, массовое увольнение сотрудников и сокращение инвестиций. По словам депутата Госдумы Владимира Мединского, государство готово помочь российскому Интернету, поскольку это один из важных инструментов демократии. Еще Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию говорил о необходимости развития свободного Интернета, поскольку эта сфера делает доступным информацию для большого числа людей, и глобальную сеть сложно подвергнуть цензуре.
"Интернет – единственная сфера, которую ни в чем нельзя обвинить", - заявил Владимир Мединский, пояснив, что создатели Интернет-компаний не участвовали в приватизации или залоговых аукционах, а всего добились только собственными силами, начиная буквально с нуля. Теперь же государство и партия власти заинтересованы, чтобы кризис не помешал развиваться этой свободной зоне.
Мировой экономический спад уже сказался на Интернете, и многие компании лишились части рекламных бюджетов, а как следствие, были вынуждены уволить часть сотрудников и сократить зарплаты оставшимся. Несмотря на это, говорить о реальном кризисе в Интернете пока не приходится. Сегодня в России ежедневная интернет-аудитория насчитывает 12-15 миллионов человек, а общее число пользователей составляет 25% от всех жителей страны. За последние годы число пользователей стремительно росло, но пока не дотягивает до западных масштабов. К примеру, как рассказал Дмитрий Гришин из Мэйл.ру, в Европе Интернетом пользуется 40-50% жителей, в США – 60%, в Швеции – 80%.
Представители ведущих компаний попросили депутатов "Единой России" разобраться в первую очередь с историческими проблемами Интернета. Это, по словам Никиты Шермана из "Одноклассников", масштабный спам, взлом аккаунтов и вмешательство в частную жизнь пользователей и мошенничество с использованием интернет-платежей. Сегодня электронные платежи плохо регламентированы, и это, скорее, "серая" зона, которая должна стать "белой" - общий объем транзакций в 2008 году участники рынка оценили в 6-7 миллиардов долларов.
Представители многих компаний говорили о налоговых льготах, которые могли бы поддержать интернет-сферу на время кризиса. Сейчас и электронные информ-агентства, и СМИ платят такие же налоги, как и большинство промышленных компаний, отдавая государству 40% своей прибыли.
В целом же, участники рынка вполне оптимистично относятся к будущему. "Никакой катастрофы не произойдет", - говорит Лев Глейзер из рекламного агентства "Медиа Селлинг". По его словам, Россия – одна из 3-4 стран, у которой есть свои интернет-технологии и наработки. По этой же причине Глейзер не считает необходимым активную поддержку со стороны государства. Сегодняшняя интернет-индустрия выросла не во время процветания, а в кризисные и пост-кризисные годы, когда денег было намного меньше, чем сейчас, напомнил Лев Глейзер.
Тем не менее, все участники согласились с необходимостью разработки законодательства, которое регулировало и защищало бы российское интернет-пространство, пользователей и компании, работающие в этой зоне.
Депутаты Госдумы Владимир Мединский и Константин Рыков подвели итог – они готовы выступить лоббистами интернет-сферы в Госдуме и внести законопроекты о борьбе со спамом, противодействии мошенничеству с электронными платежами, установлении ответственности за взлом аккаунтов и налоговых льготах для интернет-компаний. Эти предложения должны сформулировать сами представители интернет-сообщества.