Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Интервью 7113

Наука на карантине: как воронежские ученые переживают это время

some alt text
Введение карантина практически без исключения затронуло всё общество и едва ли не весь мир. В необычных для себя условиях оказались и российские учёные – как представители естественных наук, так и гуманитарных, и в первую очередь педагогов из обеих этих областей. 
 
 
О том, как воронежское научное сообщество переживает сложившиеся условия, мы поговорили с Андреем Ивановичем Лазаревым, представителем Фонда Хованского – общественной организации, осуществляющей координационную деятельность между учеными воронежских университетов.
 
- Антивирусный карантин нарушил привычную и довольно размеренную жизнь учёных, особенно педагогов, которым в силу своей профессии приходится общаться со школьниками и студентами лицом к лицу, с чем сейчас возникли осложнения. О применении достижений современных информационных технологий в образовании речь идет уже давно. Есть и практический опыт, но, разумеется, в условиях тотального дистанционного обучения педагогам работать ещё не приходилось, поэтому у многих не выработан навык, или компетенция. Об эффективности IT-технологий дискуссии тоже идут долго, но больше как о вспомогательных средствах, а не основных. Сейчас цифровые технологии развиваются стремительно, но надо понимать, что они не сама цель. Настоящая цель – это повышение эффективности развития естественного интеллекта учащихся. И не только интеллекта. Не менее важная задача педагогического процесса – это воспитание, нравственное развитие, или, как теперь говорят, эмоциональный интеллект, задача которого создавать благоприятные, гармоничные условия в общении педагога и его воспитанников. 
 
- Как преподавателям удается организовывать взаимодействие со студентами в это время? 
 
- На этой неделе многим преподавателям приходится впервые проводить онлайн-лекции, с помощью системы Zoom. И здесь многое зависит от самих информационных систем, качества связи, операционной памяти и других элементов. В этих условиях нужно освоиться. Большой опыт в организации дистанционного обучения наработан в ВШЭ (Высшая школа экономики), которая сейчас позволяет использовать свои ресурсы в работе преподавателей других вузов, делится опытом. Эти недели показали, что связь представителей теоретической педагогики с айтишниками пока ещё не достигла совершенства. В этом направлении нашим педагогам предстоит ещё много работы. Организация межпредметного и межвузовского взаимодействия как раз входит в задачи общественных организаций как первичных гражданских объединений, обладающих собственной инициативой. Хотелось бы, чтоб это нарушение годами складывающейся структуры и порядка стало не прорехой, а настоящим технологическим прорывом. Очевидно, что на текущую реальность и на ближайшее будущее эти события окажут значительное влияние.
 
- Как отразился карантин на привычной деятельности педагогов?
 
- Волей-неволей в такой ситуации нужно не только страдать от возникших затруднений, но и находить в них свои преимущества. Не секрет, что преподаватели испытывают серьезные должностные нагрузки, в том числе и в связи с бесконечными отчетами, тогда как первая неделя карантина высвободила хоть немного времени, для того чтобы закончить какие-то длящиеся проекты, подумать о перспективах, о развитии вообще. Раз уж сложились такие обстоятельства, которые в привычном течении жизни было бы непросто имитировать. Конечно, этот момент нужно использовать, что называется, по максимуму. По-моему, сейчас очень важно организовать эффективное взаимодействие тех, кто занимается разработкой педагогических методик с теми, кто может их реализовать чисто технически. Из этого кризиса нужно извлечь максимум пользы, потому что вред от него уже очевиден, и задача учёных, как раз в том, чтобы преобразовать разрушительную энергию кризиса в конструктивную, направить её на созидание. 
 
- Удается ли вам находить такие решения, и как вы это осуществляете? 
 
- У нас сейчас очень много работы в рамках развития воронежской педагогической школы. К 100-летию ВГУ мы в целом закончили описание более чем полуторавекового научно-педагогического наследия нашей региональной школы. Тут не без удовлетворения можно сказать, что с этим проектом мы отличились в целом российском научном сообществе. Определенно, такими же результатами едва ли могут похвастаться в других регионах. Но эти достижения, конечно, состоялись не на пустом месте, а во многом благодаря журналу «Филологические записки» – без преувеличения флагману российской педагогики XIX века. Сейчас мы переносим эти достижения в современный формат, в облачные технологии. Задача текущего дня состоит в том, чтобы сначала научить искусственный интеллект, я имею в виду различные образовательные программы, тех же голосовых помощников, а потом с их помощью повысить качество развития естественного интеллекта и учеников, и студентов. 
 
- Вы можете привести какой-нибудь конкретный пример?
 
- Например, в последние годы активно обсуждается вопрос взаимодействия школьных и религиозных учреждений. Речь заходит даже о возможности преподавания церковнославянского языка в школе. А это дело очень деликатное, учитывая светский характер нашего государства, определяемый действующей пока Конституцией.
 
С начала этого года в рамках развития регионального педагогического наследия мы разрабатывали специальное приложение для обучения церковному языку всех желающих, что можно будет делать с его помощью, не обязательно вовлекая в этот процесс государственную школу. Версия 1.0 этого приложения уже готова и называется «Кирилл и Мефодий: от Ѣ до Ё». Это приложение бесплатное – подарок нашей общественной организации для всех, кто интересуется не только религией, но и историей языка, историей педагогики. Это также результат многолетней работы воронежских педагогов, который и в условиях карантина позволит решать образовательные и коммуникативные проблемы.
 
Наша методика «Живое слово», при её правильном применении в информационных технологиях, способна на многое. Педагогам хорошо известно, что студенты любят черпать информацию из источников вроде «Википедии», поэтому ещё одна задача сейчас состоит в том, чтоб повысить качество и этих сайтов. Как раз недавно, после обязательных рецензионных процедур, мы сделали ряд тематических статей о воронежской педагогической школе и на этом ресурсе. Так что теперь даже голосовые помощники смогут рассказывать об этом, причем выдавать вполне адекватную информацию.
 
Интервью и фото – Фонд Хованского.