В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Воронежская область 15 часов оставалась в зоне опасности атаки БПЛА

День весьма противоречивый, какие-то легкие задачи совсем не будут получаться, а вот нечто грандиозное вполне может реализоваться

Альтернативные площадки планируют искать в городе для создание сквера воронежского рока

Интервью

Наука на карантине: как воронежские ученые переживают это время

some alt text
Введение карантина практически без исключения затронуло всё общество и едва ли не весь мир. В необычных для себя условиях оказались и российские учёные – как представители естественных наук, так и гуманитарных, и в первую очередь педагогов из обеих этих областей. 
 
 
О том, как воронежское научное сообщество переживает сложившиеся условия, мы поговорили с Андреем Ивановичем Лазаревым, представителем Фонда Хованского – общественной организации, осуществляющей координационную деятельность между учеными воронежских университетов.
 
- Антивирусный карантин нарушил привычную и довольно размеренную жизнь учёных, особенно педагогов, которым в силу своей профессии приходится общаться со школьниками и студентами лицом к лицу, с чем сейчас возникли осложнения. О применении достижений современных информационных технологий в образовании речь идет уже давно. Есть и практический опыт, но, разумеется, в условиях тотального дистанционного обучения педагогам работать ещё не приходилось, поэтому у многих не выработан навык, или компетенция. Об эффективности IT-технологий дискуссии тоже идут долго, но больше как о вспомогательных средствах, а не основных. Сейчас цифровые технологии развиваются стремительно, но надо понимать, что они не сама цель. Настоящая цель – это повышение эффективности развития естественного интеллекта учащихся. И не только интеллекта. Не менее важная задача педагогического процесса – это воспитание, нравственное развитие, или, как теперь говорят, эмоциональный интеллект, задача которого создавать благоприятные, гармоничные условия в общении педагога и его воспитанников. 
 
- Как преподавателям удается организовывать взаимодействие со студентами в это время? 
 
- На этой неделе многим преподавателям приходится впервые проводить онлайн-лекции, с помощью системы Zoom. И здесь многое зависит от самих информационных систем, качества связи, операционной памяти и других элементов. В этих условиях нужно освоиться. Большой опыт в организации дистанционного обучения наработан в ВШЭ (Высшая школа экономики), которая сейчас позволяет использовать свои ресурсы в работе преподавателей других вузов, делится опытом. Эти недели показали, что связь представителей теоретической педагогики с айтишниками пока ещё не достигла совершенства. В этом направлении нашим педагогам предстоит ещё много работы. Организация межпредметного и межвузовского взаимодействия как раз входит в задачи общественных организаций как первичных гражданских объединений, обладающих собственной инициативой. Хотелось бы, чтоб это нарушение годами складывающейся структуры и порядка стало не прорехой, а настоящим технологическим прорывом. Очевидно, что на текущую реальность и на ближайшее будущее эти события окажут значительное влияние.
 
- Как отразился карантин на привычной деятельности педагогов?
 
- Волей-неволей в такой ситуации нужно не только страдать от возникших затруднений, но и находить в них свои преимущества. Не секрет, что преподаватели испытывают серьезные должностные нагрузки, в том числе и в связи с бесконечными отчетами, тогда как первая неделя карантина высвободила хоть немного времени, для того чтобы закончить какие-то длящиеся проекты, подумать о перспективах, о развитии вообще. Раз уж сложились такие обстоятельства, которые в привычном течении жизни было бы непросто имитировать. Конечно, этот момент нужно использовать, что называется, по максимуму. По-моему, сейчас очень важно организовать эффективное взаимодействие тех, кто занимается разработкой педагогических методик с теми, кто может их реализовать чисто технически. Из этого кризиса нужно извлечь максимум пользы, потому что вред от него уже очевиден, и задача учёных, как раз в том, чтобы преобразовать разрушительную энергию кризиса в конструктивную, направить её на созидание. 
 
- Удается ли вам находить такие решения, и как вы это осуществляете? 
 
- У нас сейчас очень много работы в рамках развития воронежской педагогической школы. К 100-летию ВГУ мы в целом закончили описание более чем полуторавекового научно-педагогического наследия нашей региональной школы. Тут не без удовлетворения можно сказать, что с этим проектом мы отличились в целом российском научном сообществе. Определенно, такими же результатами едва ли могут похвастаться в других регионах. Но эти достижения, конечно, состоялись не на пустом месте, а во многом благодаря журналу «Филологические записки» – без преувеличения флагману российской педагогики XIX века. Сейчас мы переносим эти достижения в современный формат, в облачные технологии. Задача текущего дня состоит в том, чтобы сначала научить искусственный интеллект, я имею в виду различные образовательные программы, тех же голосовых помощников, а потом с их помощью повысить качество развития естественного интеллекта и учеников, и студентов. 
 
- Вы можете привести какой-нибудь конкретный пример?
 
- Например, в последние годы активно обсуждается вопрос взаимодействия школьных и религиозных учреждений. Речь заходит даже о возможности преподавания церковнославянского языка в школе. А это дело очень деликатное, учитывая светский характер нашего государства, определяемый действующей пока Конституцией.
 
С начала этого года в рамках развития регионального педагогического наследия мы разрабатывали специальное приложение для обучения церковному языку всех желающих, что можно будет делать с его помощью, не обязательно вовлекая в этот процесс государственную школу. Версия 1.0 этого приложения уже готова и называется «Кирилл и Мефодий: от Ѣ до Ё». Это приложение бесплатное – подарок нашей общественной организации для всех, кто интересуется не только религией, но и историей языка, историей педагогики. Это также результат многолетней работы воронежских педагогов, который и в условиях карантина позволит решать образовательные и коммуникативные проблемы.
 
Наша методика «Живое слово», при её правильном применении в информационных технологиях, способна на многое. Педагогам хорошо известно, что студенты любят черпать информацию из источников вроде «Википедии», поэтому ещё одна задача сейчас состоит в том, чтоб повысить качество и этих сайтов. Как раз недавно, после обязательных рецензионных процедур, мы сделали ряд тематических статей о воронежской педагогической школе и на этом ресурсе. Так что теперь даже голосовые помощники смогут рассказывать об этом, причем выдавать вполне адекватную информацию.
 
Интервью и фото – Фонд Хованского.