То, что становится смешным, перестает быть страшным, утверждал Вольтер, а герои книги «Незнайка на Луне» говорили, что пять минут смеха заменяют стакан сметаны. Столетия бурной человеческой истории доказали их правоту: да, смех лечит от невзгод, сатира спасает от подлецов, дураков и плохих дорог, а карикатуры пишут историю.
Точнее карикатуристы. Один из них – Анатолий Бавыкин, воронежский журналист, известный многим и как автор юмористических рисунков и фельетонов, и как ведущий собственной карикатурной рубрики на страницах
«Коммуны». На днях журналист представил публике новую книгу рисунков - «Карикатурная история». На встречу, проходившую в новом книжном магазине «Амиталь», пришло несколько десятков человек - и постарше, и помоложе. Разговор с журналистом-карикатуристом-юмористом никак не мог оказаться скучным, посему встреча длилась вдвое дольше запланированного.
Автор «Карикатурной истории» – рекордсмен в своем жанре. 17 лет вел в газете «Коммуна» свою авторскую рубрику «Каждый день на этом месте рисует А. Бавыкин». Эти ежедневные рисунки были веселой «изюминкой» газеты, из-за которых, признавались некоторые читатели, они эту самую газету и выписывали. За свою жизнь Бавыкин нарисовал много тысяч карикатур, лучшие из которых были изданы отдельными сборниками - «Карикатурная история» стала пятым.
Замысел книги в том, чтобы представить историю в карикатурах, а вовсе не в том, чтобы «окарикатуривать» прошлое, поясняет автор:
- Исторический процесс не связан с нашим желанием очернить или приукрасить его. Но от нашего восприятия зависит, что именно из прошлого мы сохраняем в памяти. Как писал Довлатов, «кто-то помнит плохое, кто-то – хорошее. Наша память избирательна как урна…. И так уж случилось, что я часто рассматривал события и явления через призму сатиры и юмор, что дало право на заголовок «Карикатурная история».
Анатолий Бавыкин подчеркивает, что эта книга для него особенная. Ибо также стала и «криком души» о наболевшем – о нынешней журналистике. О том, как профессия становится нечестной, равнодушной и «беззубой». О том, как власть и деньги подчиняют себе прессу в угоду собственным интересам, как деградируют СМИ. Невеселые размышления, резкие и точные выводы журналист представил и в предисловии к книге, и в рисунках. Эта тема обсуждалась и на встрече, и, судя по многочисленным вопросам, весьма взволновала читателей
- В девяностые «Коммуна» весьма критично относилась к Борису Николаевичу Ельцину, его краснощеким шокотерапевтам и изобретателям ваучеров. Но надо признать - Ельцин не мстил за критику, не требовал отлучения журналистов, не закрывал газеты. Хотя его окружению очень хотелось «закрутить гайки» прессе.
То, о чем мечтали сподвижники Ельцина, свершается сейчас. Идёт вымывание качественной прессы, замена её рекламно-развлекательно-заказным чтивом. Зачем и почему это делается? Ответ очевиден – беззубая газета способна только лизать.
Бавыкин напомнил: за последние годы в Воронеже закрылось несколько газет, а прочие были объединены в некое подобие холдинга, контролируемого властями.
- Шесть лет назад я ушел из редакции «Коммуны». Полвека работал журналистом - и вдруг меня захотели превратить в некое подобие официанта: «Чего изволите?».
Сейчас хватит одной руки, чтобы пересчитать по пальцам воронежские издания, сохранившие право именоваться газетой. И тут возникает другой вопрос: а что за кадры сейчас работают в воронежских СМИ? Журналисты? Или пиарщики? По этому поводу есть анекдот, рассказанный Ширвиндтом про актеров, но для нашей профессии тоже подходящий.
Умер журналист. Попал на небеса, подошел к райским воротам. Вдруг его останавливают архангелы:
- Журналистам вход в рай вообще запрещен.
Он возмутился:
- Как так?! Вон там за воротами гуляет мой коллега!"
- Ах, этот? Да какой он журналист…
Пресса утратила остроту. Пишут многие - но мало кто пропускает через сердце проблемы людей. Поэтому сейчас нет качественных, глубоких журналистских расследований, а информация стала основным жанром. Но люди нашей профессии не имеют права быть равнодушными и нечестными.
Журналиста, имеющего огромный опыт сотрудничества с европейскими
СМИ, спросили о различиях между российской и западной журналистикой. Бавыкин 15 лет был главным редактором мурманской областной газеты «Полярная правда» - издание наладило тесные контакты с газетами Норвегии, Финляндии и Швеции, постоянные стажировки журналистов в скандинавских СМИ, обмен материалами и даже целыми полосами.
- Почти все европейские издания получают дотации от властей, но система устроена так продуманно, что непонятно, кто и сколько. При этом власти не посягают на свободу слова и независимость СМИ, и пресса не превращается в «обслугу».
Еще одно отличие: на Западе невероятно высока профессиональная солидарность журналистов, там действуют мощные профсоюзы, защищающие их права и свободу слова.
Все же карикатурно-юмористическая тема встречи осталась центральной. Читателей интересовало, какими качествами должен обладать художник, чтобы стать карикатуристом? Как рождаются рисованные шутки-афоризмы? Что такое хорошая карикатура, и какова природа юмора?
- Я убежден, что юмор должен быть добрым. Вообще в сатирических жанрах нужно соблюдать некую границу, дабы не скатиться в пошлость и злость.
Всю жизнь я себя считал журналистом, а никак не художником, и рисовать никогда не учился. Ведь в карикатурном жанре главное – мысль, идея. Вообще, карикатура – это всегда такая «фига в кармане», заостряющая внимание на чем-либо, но не назидательно, а исподволь и в сатирической веселой форме.
Журналисту задавали вопросы и о любимых авторах – сатириках, юмористах и карикатуристах.
- Среди карикатуристов непревзойденным и для меня был и остается датчанин Херлуф Бидструп – он был веселым и добрым рисовальщиком. Из сатириков люблю Ильфа и Петрова, симпатичен Жванецкий. Восхищаюсь творчеством Горина - он был добрейшим человеком, а прекрасные фильмы по его сценариям наполнены добротой, верой и отличными шутками. И я всем нам хочу пожелать здорового и позитивного чувства юмора. Ибо, как говорил Виктор Гюго, свобода начинается с иронии.
Фото Натальи Столповской