Solo Dance Studio – пожалуй, одна из лучших танцевальных школ города, которая под своей крышей объединяет около сотни воспитанников и почти два десятка добровольцев, увлеченных танцевальным спортом. В рамках специального проекта,подготовленного при поддержке Гильдии аналитических журналистов, мы поговорили с основателем студии Николаем Соловьевым о том, с чего все началось, как в студии появилось инклюзивное образование и с какими проблемами приходится сталкиваться в процессе реализации задуманного.
Solo Dance Studio расположился в подвале одного из жилых домов по улице Кольцовской. Всего несколько ступеней вниз – и ты оказываешься в уютном помещение с тремя танцевальными залами, студиями для занятий вокалом, рисованием и гончарным мастерством, с раздевалками – в общем, всем тем, что необходимо для активных занятий спортом и творчеством в компании единомышленников. Хореограф и основатель студии Николай Соловьев признается, что так было далеко не всегда.
− Сначала здесь был настоящий треш: обыкновенный подвал – обшарпанный, никуда не годный, с земляным полом, вокруг грязь, мусор, а в довершение ко всему – сломанная канализационная труба в дальнем конце зала. Ремонтировали долго, пришлось вложить очень много сил. Я отсюда все лето практически не вылезал: залили новые полы, отремонтировали залы, закупили необходимое оборудование, мебель, с трудом, но поменяли общедомовые коммуникации. Своих денег на все это, естественно, не хватило, пришлось сначала продать «домик в деревне», затем брать кредиты. В итоге вложили около двух миллионов. Запустились.
На сегодняшний день на Кольцовской, 82 функционирует 10 танцевальных и спортивных направлений, а еще 5 творческих студий. Так что это уже и не школа танцев, а самый настоящий Молодежный центр социокультурной анимации – модель социального предпринимательства в сфере культуры, чтобы интегрировать детей из различных социальных групп при помощи совместных занятий в решение проблемы социализации, а также стирания стереотипов по отношению к тем, кого называют «инвалиды». Ребята приходят сюда на 2, 3, а то и на все 6 часов: сначала танцы, потом вокал, рисование песком, маслом или акварелью, гончарное мастерство – занятий хватит на целый день.
− Николай Владимирович, расскажите, а с чего началось ваше увлечение танцами?
− Как и у многих детей − с решительных действий со стороны мамы. Она просто взяла меня за руку и привела во Дворец культуры при горно-металлургическом комбинате города Алмалык, где мы тогда и жили. Мне было 8 лет, и тогда я любил драться гораздо больше, чем танцевать. Вплоть до подросткового возраста эстрадные танцы были для меня мучением. Но со временем втянулся, а когда лет в 13-14 активно начали нравиться девочки, я понял, что попал в нужное место, в отличие от всех остальных, − улыбается хореограф. – На самом деле,танцы спасли меня от многих бед. Чтобы вы понимали, Алмалык – это такой городок в Узбекистане, где есть градообразующий комбинат и две тюрьмы, так что если бы не танцы… Кстати, над моим увлечением даже взрослые ребята из нашей компании никогда не смеялись. Наоборот, гордились и ходили на отчетные концерты.
Эстрадные танцы, как говорил мудрый преподаватель во Дворце культуры − это универсальная вещь. Они дают азы из разных направлений, и как только будет сделан выбор в пользу одного из них, полученные навыки нужно будет просто развивать.
Появление собственнойтанцевальной студии, признается Соловьев, это было не желание и не решение, а своего рода вынужденная мера:
− Занимаясь танцами определенное время, я решил, что хочу посвятить всю свою жизнь именно танцам. При этом в городе, где я тогда жил, моя судьба была практически предопределена. Как и 90% населения, я, честно отучившисьв профучилище на крановщика, пошел работать на горно-металлургический комбинат. Думал, что буду совмещать работу и танцы.
К счастью, очень быстро будущий хореограф понял, что судьба завела его не туда. Продержавшись на заводе два года, и накопив деньги (благо, зарплаты были приличные) на дальнейшее обучение, Соловьев поступил в Ташкентсткую государственную высшую школу национального танца и хореографии.
− Это очень престижное заведение. Чтобы поступить туда, у тебя уже должно было быть хореографическое образование. Так что я попал туда каким-то чудом, чему очень рад. Именно там меня научили любить хореографию, никогда не сдаваться и преодолевать любые препятствия.
Со временем в Ташкенте молодой хореограф создал собственный коллектив и…уехал.
− Это непросто: бросить все и начать с нуля, в новом городе, где будут новые люди, правила и порядки. Но в Узбекистане в тот момент были националистические настроения. И когда тебя неделя за неделей останавливает полиция, просто за то, что у тебя светлые волосы, голубые глаза, и широкие джинсы – видимо в этой стране ты не нужен, ни как человек, ни как профессионал.
Воронеж был выбран не случайно. Здесь Соловьев родился и жил до 4 лет.
− А еще здесь жил мой отец, которого я впервые увидел в 23 года, что весьма неплохо.
Первое что сделал молодой хореограф − начал искать работу. Так как на тот момент уже многое умел, то шел работать везде. Был период, когда преподавал сразу в 11 студиях. Вставал в пол седьмого и до позднего вечера ездил с одних занятий на другие. Это нарабатывало опыт, постоянных учеников, а еще конфликты. Один из них и стал катализатором для открытия собственной студии.
− Когда я открывал Solo Dance Studio, то был хореографом. За очень короткий отрезок времени я научился быть предпринимателем, хорошим человеком, плохим человеком, узнал что такое налоговая и санэпидемстанция, − улыбается Николай Владимирович. −В то время я набивал много шишек, но именно оттуда вынес немало уроков.
Хоть Solo Dance Studio – это проект индивидуального предпринимателя, в основе работы центра лежит привлечение детей и подростков, в первую очередь из неполных семей, к занятиям современной хореографией. Танцы не только развивают тело, но укрепляют веру в себя, обеспечивают контроль над своими эмоциями, воспитывают уважение к правилам и к другим людям.
В 2010 году на базе Solo Dance Studio была зарегистрирована СО НКО «Федерация современного танца СОЛО ДЭНС». Эта комбинация ресурсов (НКО + предпринимательство) «запустила» в Воронежской области в действие механизм решения проблем социализации детей и подростков, в том числе детей с поражением опорно-двигательного аппарата.
Для того чтобы стать учеником Solo Dance Studio − достаточно просто записаться на занятия.
− Если ребята сюда пришли, значит были какие-то мысли по этому поводу, поэтому никакого отбора у нас нет. Кто-то со временем уходит – говорят, что танцы сложные, и они к такому не были готовы. Но в основном все-таки остаются, чтобы стать добровольцем и преподавать танцы! Главное требование – горящие глаза, желание развиваться, делиться, стремиться:
− Мне важно, чтобы хореограф был человеком с большой буквы, отчасти − карьеристом – он должен жить танцами. Сейчас один из наших хореографов работает в банке, но когда он приходит сюда для него перестает существовать все кроме танца и учеников.
А вот если в глазах не блеск, а танцующие денежные знаки – таким в Solo Dance не место. Хороший специалист достоен высокой оплаты своего труда, но работать нужно на результат, а не ради банковского счета.
Найти подход к каждому ученику, раскрыть его, оказывается чуть ли не первостепенной задачей для добровольцев Solo Dance Studio:
− Пожалуй каждый третий ребенок, который приходит к нам в студию – растет без отца. Поэтому помимо каких-то наставнических профессиональных вещей, очень важно по-человечески заслужить их доверие.Заслужить доверие 11-летней девочки – это очень серьезно, − улыбается Николай.
− Сейчас помимо танцев у вас есть Академия вокала, рисование (песком, маслом, акварелью и эбру) и даже гончарная мастерская. В какой момент студия стала расширяться?
− Любой проект начинается с человека. Сначала у нас были танцы-танцы-танцы, а потом мне очень захотелось, чтобы в Solo Dance появился вокал. Преподавателя пришлось искать долго, но труды того стоили. С Мариной Черенковой мы работает уже почти пять лет. Она воспитала не один состав вокалистов, даже чемпионов. Дело в том, что если Марина везет детей на какие-то соревнования, фестивали, то они не возвращаются без награды.
На занятиях ребята не только осваивают вокальное мастерство, но и участвуют в съемках клипов – катаются на самолетах, катерах. Профессиональные видео набирают сотни тысяч просмотров на YouTube.
В 2012 году в студии появилась Валерия – девушка пришла на танцы, увидела, как занимаются ребята на колясках, вдохновилась, написала картину. Ее работа так всем понравилась, что художницу попросили написать еще. В результате получилось 10 работ – 10 мгновений, в каждом из которых отражена целая жизнь маленького человека. Между этими мгновениями долгий путь через приговор врачей, равнодушие чиновников, немой вопрос окружающих «Зачем вам это?». Лера назвала эти картины «Agitos!», что в буквальном переводе означает «я двигаюсь». Это девиз Паралимпийских игр, ведь танцы на колясках являются видом спорта. К сожалению, об этом мало кто знает. Первая выставка картин «Agitos!» состоялась в Центре Галереи Чижова в дни, когда в Сочи проходили Паралимпийские игры 2014. Потом были выставки на других площадках в Воронеже и в Москве в концертном зале «Планета КВН» во время международного фестиваля InclusiveDance. Везде люди подходили и спрашивали, кто эти ребята на картинах, как давно они занимаются танцами, где можно увидеть их выступление.
− Потом я предложил Лере попробовать рисовать не только красками, но и песком. Поясню: солистка нашего инклюзивного танцевального коллектива Лиза – «хрустальная» девочка, ежегодно ей делают операцию, после которой она находится в гипсе и несколько месяцев не может танцевать. Я подумал, что в это время Лиза может рисовать. Но рисунки должны быть живые! И появилась идея – научить Лизу делать песочную анимацию. Мы нашли для Леры мастера песочной анимации, опять же, не в Воронеже, который за определенное количество денег показал базовые элементы, дальше она уже смогла развиваться самостоятельно. В результате в Solo Dance Studio появилась инклюзивная студия «Песочная фея». В октябре 2015 года Лиза Логунова – первая ученица «песочной феи» Валерии стала победителем Всероссийского конкурса рисунков по теме «Деятельность Уполномоченного по правам ребенка России». Рисунок Лизы «Дадим шар земной детям!» выполнен в технике «песочная графика».Сейчас у Валерии новый проект: вместе со своими учениками она делает буктрейлеры по произведениям для детей православного писателя Николая Агафонова. Буктрейлер (англ. booktrailer) небольшой видеоролик, цель которого пропаганда чтения, привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств. В рамках этого жанра сетевого искусства заключен парадокс нашего времени, когда традиционная схема «сначала книга, потом кино» начинает работу в обратном направлении. Впервые для создания буктрейлеров используется песочная анимация.
Проект «Танец без границ»
В центре активно внедряют и развивают инклюзивное образование. Опыт работы с детьми с особенностями в развитии у Николая Соловьева уже есть. В свое время работал с ребятами с синдромом Дауна в Парусе надежды. Правда, тогда с администрацией реабилитационного центра у хореографа возникли разногласия.
В Solo Dance ребята занимаются все вместе. Если кто-то из родителей выражает недовольство (к сожалению, даже взрослые люди на особенных ребят реагируют по-разному) – вот она дверь.
− Когда у нас появились колясочники, мы потеряли 30% учеников, − вспоминает Соловьев. − Сейчас ситуация меняется, но все-таки очень медленно.
«Танец без границ» − проект, который появился чуть ли не случайно:
− Одно из назначений современной хореографии для меня состоит в том, чтобы использовать танец как средство социального согласия и интеграции, как средство занятости, смягчения социальных конфликтов, улучшения взаимопонимания между городским населением разных социальных слоев.На тот момент я переработал с разными группами населения: маленькие дети, старушки 70-ти лет, которым я ставил вальс, курсанты такие, курсанты другие, подростки, чиновники и бизнесмены. И у меня было стойкое желание попробовать что-то, чего я еще не делал. Например, научить танцевать ребят, привязанных к инвалидным креслам.
Сначала было абсолютно непонятно, что делать. Есть 4 ребенка, сложных, разных, к каждому из которых нужен индивидуальных подход. И есть коляски – громоздкие, на которых даже просто передвигаться непросто, не то что танцевать. Но со временем дело пошло в гору.
− Первый раз мы выступили буквально через 2-3 месяца после начала тренировок. Хотя это было в феврале 2013 года, кажется, что с тех пор прошло много-много времени. Когда ребята начали спрыгивать с колясок и танцевать брейк-данс – люди, которые в тот воскресный день пришли в «ресторанный дворик» Центра Галереи Чижова, встали и долго аплодировали. Я тогда понял, что это не должно быть просто так, что должен быть полноценный проект, который должен развиваться. Потом нас пригласили на международный турнир по танцам на колясках«Кубок континентов». Дети маленькие, им по 12 лет. Я прихожу и говорю: «Гриша, мы поедем на Кубок Континентов», а Гриша вырос в квартире. Для него каждая поездка на тренировку – праздник. У Гриши глаза вот такие, Лиза тоже на эмоциях, − вспоминает хореограф. – Правда, почти сразу же мы столкнулись с серьезными проблемами. «Парус надежды», где мы тогда тренировались, закрывался на лето. Мы оказались не только без зала, но даже без колясок, которые принадлежали центру. Два месяца каждый день мы тренировались во дворе на детской площадке. Я приходил, расчищал площадку, мы устанавливали портативную колонку в одну из колясок (которые, кстати, появились благодаря анонимным меценатам) и учили движения. В итоге мы подготовили программу из 12-ти танцев и даже стали победителями в номинации «дуэт фристайл».
К сожалению, государство финансирует программы инклюзивного образования только муниципальных и казенных учреждений, а «Танец без границ» это проект добровольцев молодежной общественной организации. Хорошо, что с 2014 года в Воронежской области появился «Конкурс по распределению субсидий СО НКО на реализацию программ в рамках подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки СО НКО» государственной программы Воронежской области «Социальная поддержка граждан». СОЛО ДЭНС принимает участие в этом конкурсе, а также в конкурсе Департамента науки, образования и молодежной политики по поддержке проектов молодежных организаций и конкурсе Премий Молодежного правительства Воронежской области. В 2014 году Соловьев стал победителем конкурса грантов Правительства Воронежской области на реализацию проектов в области культуры и искусства. Но Соловьев признается, почти 70% всех трат идут из собственных денег. Финансирования хватает только на оплату 1-2 поездок на международные фестивали или соревнования по танцам на колясках. Иногда помогают спонсоры. Сейчас, например, меценаты занимаются поисками специальной коляски для брейк-данса для 15-летнего Гриши.
Автор текста - Алина Полунчукова.
Публикация произведена в рамках программы Гильдии аналитических журналистов «Совершенствование освещения в СМИ проблем социально ориентированных НКО и социальных (благотворительных) проектов представителей реального сектора экономики (в том числе, по поддержке НКО)».