- Главная задача «ЖКХ Контроль» - развитие сети общественных организаций для контроля за предприятиями коммунального комплекса. Сегодня во всех регионах кроме города Севастополя у нас созданы региональные центры общественного контроля, помогающие гражданам решать проблемы в сфере ЖКХ. Каждый квартал в приемные центров и нашу общественную приемную поступает свыше 8 тысяч обращений. Их анализ позволяет нам выявить самые больные проблемы в сфере «коммуналки»
На первом месте по количество обращений на протяжении нескольких последних лет остается начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Люди не понимают, за что они платят и почему платежи постоянно растут, а качество не улучшается. Особенно сложной сферой остается начисление платы за тепло. Здесь расчеты очень запутанные. А непрозрачность всегда рождает подозрения.
- На втором месте по итогам 2015 года оказались проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами. К управляющим компаниям всегда было много претензий. Введение лицензирования только подогрело интерес к данной теме. Во многих регионах процесс выдачи лицензий сопровождался скандалами, спорами между управляющими компаниями. Самыми неприятными последствиями для собственников стало появление «двойных» платежек и брошенные дома. Правда, лицензирование лишь спровоцировало отказ управляющих компаний от малоквартирных, ветхих домов. Причина лежит гораздо глубже. У нас до сих пор не решен коренной вопрос – за чей счет должны управляться такие дома? Пока, к сожалению, это происходит за счет средств собственников, проживающих в новых многоквартирных домах. Однако это в корне неправильно.
- Контроль за внедрением лицензирования был одной из ключевых задач нашей сети в 2015 году. Переходный период, во время которого получали лицензии уже действующие компании, проходил в очень сжатые сроки и был непростым. И нередко сопровождался «перегибами на местах». Сравнивая количество жалоб на управляющие компании в первом квартале 2015 года и в 2016 году, мы выяснили, что оно не уменьшилось и даже несколько возросло. То есть пока инструмент лицензирования не заработал так, как планировали его инициаторы. Но я уверена, что этот инструмент может быть полезен, его можно использовать, когда собственники сами не в состоянии справиться с недобросовестной управляющей компанией, работающей в их доме. Но вот насколько эффективн он будет – во многом зависит от руководителей профильных министерств и жилищных инспекций регионов.
- По итогам года на третье место вышла проблема качества коммунальных ресурсов. Особенно много обращений по некачественной воде, перебоям в подаче тепла. Конечно, эти проблемы напрямую связаны с изношенностью коммунальной инфраструктуры. Меры, предпринимаемые сегодня Министерством строительства и ЖКХ для ее модернизации, на мой взгляд, являются недостаточными. Основной механизм, предлагаемый сегодня – передача водоканалов и ТЭЦ в концессии (под управление бизнеса)– не годится. Износ коммуналки слишком высок, многие объекты инвестиционно непривлекательны, желающих инвесторов на них нет, дешевых кредитов нет. Глубоко убеждена, что без бюджетных средств (хотя бы на возвратной основе), решить проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры сегодня невозможно. Правда, госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» с 2016 года начала софинансирование проектов по водоканалам в малых городах с населением до 250 тысяч. Однако выделенных денег (менее 5 миллиардов в год) явно недостаточно. Если государство не начнет более активно заниматься этим сектором, в ближайшие годы мы получим череду коммунальных катастроф.
- Действительно, в конце прошлого года капитальный ремонт «ушел» на 5-е место со 2-го. Во многих регионах эти программы действуют уже 2 года. Давно собираются взносы, идут ремонты. И поэтому граждане перестали задавать вопросы «зачем это нужно». Теперь их интересуют более практические вещи – как приблизить срок ремонта дома, как проконтролировать его качество. Как выгоднее разместить накопленные средства. Сегодня мы пытаемся выстроить 3-х уровневый контроль за реализацией региональных программ капитального ремонта. Первый уровень контроля – сами граждане, которые по закону, имеют право утверждать перечень и смету работ в своем доме, контролировать качество. Но у собственников не всегда хватает знаний и квалификации, поэтому региональные центры общественного контроля консультируют их по этим вопросам. Кроме того, региональные центры сами являются контролерами – анализируют правильность формирования региональных программ, участвуют в комиссиях по их актуализации, проводят выборочные опросы граждан в домах с законченным капитальным ремонтом, сами осматривают такие дома. И, наконец, на федеральном уровне наш НП «ЖКХ Контроль» проводит всероссийские мониторинги, например, информационной открытости региональных операторов каитального ремонта. Насколько полную и верную информацию они размещают на своих сайтах, насколько удобно этими ресурсами пользоваться и т.п.
- Какие сегодня существуют у общественников возможности, чтобы исправлять ситуацию в сфере ЖКХ?
- Наши мониторинги в сфере ЖКХ активно используются Министерством строительства и ЖКХ РФ, Фондом содействия реформированию ЖКХ, контрольным управлением Президента РФ, Министерством юстиции РФ, Государственной Думой и Советом Федерации РФ, органами прокуратуры, Федеральной антимонопольной службой, другими контрольно-надзорными органами. К выявленным нашими центрами нарушениям мы активно привлекаем внимание СМИ. Я являюсь членом Экспертного Совета Правительства РФ, заместителем председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ, членом общественного совета Министерства энергетики РФ, вхожу в Наблюдательный совет Фонда содействия реформирования ЖКХ, работаю в целом ряде экспертных групп при Государственной Думе и Совете Федерации. Эти площадки дают возможность активно участвовать в подготовке предложений для федеральных органов влатси. В обязательном порядке привлекаем к этой работе наших общественников в регионах. Целый ряд их предложений уже нашел отражение в принятых нормативно-правовых актах.
Но главная наша задача – помогать конкретным людям. Через обучение, консультации, организационную, политическую и экспертную поддержку в спорах с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, зачастую – и с органами власти. Поскольку, когда мы говорим об общественном контроле в сфере ЖКХ, мы имеем в виду контроль со стороны граждан – потребителей услуг. Им действующим законодательством даны серьезные права. Но они не умеют или не могут ими воспользоваться. Помочь им эффективно защищать свои права – главная задача «ЖКХ Контроль».
- Да, действиетельно, мы говорили о новациях в отраслевом законодательстве. Депутаты планируют упростить принятие решений по вопросам капитального ремонта. Нужно поощрять тех собственников, которые хотят перейти из общего «котла» к накоплениям на спецсчетах. Хотят облегчить управление счетами и, возможно, предусмотреть материальные премии. Сейчас активно обсуждается тема создания системы кредитования капитального ремонта. В будущем необходимо переходить на новую схему: когда сначала за счет кредита делается капитальный ремонт, а потом уже люди платят взносы. В этом случае они, по крайней мере, будут понимать, за что платят.
Кстати, мы добились того, что проекты новых федеральных законов, постановлений обязательно предоставляются на обсуждение нам, в НП «ЖКХ Контроль». Мы отправляем их в регионы, чтобы получить обратную связь от членов нашей сети общественного контроля. Особенно важно мнение тех, кто реально работает «на земле» - представителей ТСЖ, Советов домов. Ведь зачастую придуманные на федеральном уровне законы не работают, или только усложняют жизнь. Законы должны быть простыми, понятными и действенными. Наши общественные обсуждения помогают избежать многих ошибок.
- Сразу, конечно, ничего не изменится. Но, как говорится, капля камень точит. Нужно формулировать четкие задачи и добиваться их решения. И постоянно следить за тем, как принятые решения работают в жизни. И не только в Москве. Я постоянно бываю в Воронежской области. Здесь живет много родственников, мама мужа. Я прекрасно помню, какие проблемы были в Воронеже с подачей воды 10-20 лет назад. Она появлялась по часам, а ванные служили не для мытья, а для хранения запасов воды. Сегодня с этим все в порядке. Более того, недавно в Воронежской области было принято решение о снижении тарифа на воду. Это первый пример по России, когда тарифы не растут, а снижаются. К сожалению, есть проблемы, которые пока решаются медленнее, чем хотелось бы. Состояние дворов и дорог вызывает справедливые нарекания граждан. Управляющие компании в большинстве своем пока не усвоили, что их главный заказчик – это собственники, которые платят им деньги. Наше Воронежское отделение «ЖКХ Контроль» помогает людям добиться качественных услуг при условии своевременной их оплаты. И я лично верю, что если в каждом доме появится группа активных, грамотных и ответственных собственников – ситуация будет меняться.