Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Интервью 10596

Светлана Разворотнева: Помогаем россиянам разобраться с «коммуналкой»

some alt text
О главных проблемах ЖКХ и о том, как повернуть законотворческий процесс в пользу рядового потребителя, наш разговор с исполнительным директором одной из самых крупных общественных организаций страны Светланой Разворотневой.
 
- По мнению социологов, проблемы ЖКХ занимают лидирующие места в рейтингах опросов. Насколько тревожной выглядит ситуация в сфере ЖКХ с точки зрения общественного контроля?

- Главная задача «ЖКХ Контроль» - развитие сети общественных организаций для контроля за предприятиями коммунального комплекса. Сегодня во всех регионах кроме города Севастополя у нас созданы региональные центры общественного контроля, помогающие гражданам решать проблемы в сфере ЖКХ. Каждый квартал в приемные центров и нашу общественную приемную поступает свыше 8 тысяч обращений. Их анализ позволяет нам выявить самые больные проблемы в сфере «коммуналки»
На первом месте по количество обращений на протяжении нескольких последних лет остается начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Люди не понимают, за что они платят и почему платежи постоянно растут, а качество не улучшается. Особенно сложной сферой остается начисление платы за тепло. Здесь расчеты очень запутанные. А непрозрачность всегда рождает подозрения.
 
- Что еще волнует наших граждан? 

- На втором месте по итогам 2015 года оказались проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами. К управляющим компаниям всегда было много претензий. Введение лицензирования только подогрело интерес к данной теме. Во многих регионах процесс выдачи лицензий сопровождался скандалами, спорами между управляющими компаниями. Самыми неприятными последствиями для собственников стало появление «двойных» платежек и брошенные дома. Правда, лицензирование лишь спровоцировало отказ управляющих компаний от малоквартирных, ветхих домов. Причина лежит гораздо глубже. У нас до сих пор не решен коренной вопрос – за чей счет должны управляться такие дома? Пока, к сожалению, это происходит за счет средств собственников, проживающих в новых многоквартирных домах. Однако это в корне неправильно. 
 
- Помогло ли лицензирование улучшить управление многоквартирными домами? 

- Контроль за внедрением лицензирования был одной из ключевых задач нашей сети в 2015 году. Переходный период, во время которого получали лицензии уже действующие компании, проходил в очень сжатые сроки и был непростым. И нередко сопровождался «перегибами на местах». Сравнивая количество жалоб на управляющие компании в первом квартале 2015 года и в 2016 году, мы выяснили, что оно не уменьшилось и даже несколько возросло. То есть пока инструмент лицензирования не заработал так, как планировали его инициаторы. Но я уверена, что этот инструмент может быть полезен, его можно использовать, когда собственники сами не в состоянии справиться с недобросовестной управляющей компанией, работающей в их доме. Но вот насколько эффективн он будет – во многом зависит от руководителей профильных министерств и жилищных инспекций регионов.
 
- Давайте вернемся к рейтингу... 

- По итогам года на третье место вышла проблема качества коммунальных ресурсов. Особенно много обращений по некачественной воде, перебоям в подаче тепла. Конечно, эти проблемы напрямую связаны с изношенностью коммунальной инфраструктуры. Меры, предпринимаемые сегодня Министерством строительства и ЖКХ для ее модернизации, на мой взгляд, являются недостаточными. Основной механизм, предлагаемый сегодня – передача водоканалов и ТЭЦ в концессии  (под управление бизнеса)– не годится. Износ коммуналки слишком высок, многие объекты инвестиционно непривлекательны,  желающих инвесторов на них нет, дешевых кредитов нет. Глубоко убеждена, что без бюджетных средств (хотя бы на возвратной основе), решить проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры сегодня невозможно. Правда, госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» с 2016 года начала софинансирование проектов по водоканалам в малых городах с населением до 250 тысяч. Однако выделенных денег (менее 5 миллиардов в год) явно недостаточно. Если государство не начнет более активно заниматься этим сектором, в ближайшие годы мы получим череду коммунальных катастроф.
 
- Сегодня активно обсуждается тема капитального ремонта. А по Вашему рейтингу выходит, что она далеко не в лидерах...

- Действительно, в конце прошлого года капитальный ремонт «ушел» на 5-е место со 2-го. Во многих регионах эти программы действуют уже 2 года. Давно собираются взносы, идут ремонты. И поэтому  граждане перестали задавать вопросы «зачем это нужно». Теперь их интересуют более практические вещи – как приблизить срок ремонта дома, как проконтролировать его качество. Как выгоднее разместить накопленные средства.  Сегодня мы пытаемся выстроить 3-х уровневый контроль за реализацией региональных программ капитального ремонта. Первый уровень контроля – сами граждане, которые по закону, имеют право утверждать перечень и смету работ в своем доме, контролировать качество. Но у собственников  не всегда хватает знаний и квалификации, поэтому региональные центры общественного контроля консультируют их по этим вопросам. Кроме того, региональные центры сами являются контролерами – анализируют правильность формирования региональных программ, участвуют в комиссиях по их актуализации, проводят выборочные опросы граждан в домах с законченным капитальным ремонтом, сами осматривают такие дома. И, наконец, на федеральном уровне наш НП «ЖКХ Контроль» проводит всероссийские мониторинги, например, информационной открытости региональных операторов каитального ремонта. Насколько полную и верную информацию они размещают на своих сайтах, насколько удобно этими ресурсами пользоваться и т.п. 

- Какие сегодня существуют у общественников возможности, чтобы исправлять ситуацию в сфере ЖКХ?

- Наши мониторинги в сфере ЖКХ активно используются Министерством строительства и ЖКХ РФ, Фондом содействия реформированию ЖКХ, контрольным управлением Президента РФ, Министерством юстиции РФ, Государственной Думой и Советом Федерации РФ, органами прокуратуры, Федеральной антимонопольной службой, другими контрольно-надзорными органами. К выявленным нашими центрами нарушениям мы активно привлекаем внимание СМИ. Я являюсь членом Экспертного Совета Правительства РФ, заместителем председателя Общественного совета Министерства строительства и ЖКХ, членом общественного совета Министерства энергетики РФ, вхожу в Наблюдательный совет Фонда содействия реформирования ЖКХ, работаю в целом ряде экспертных групп при Государственной Думе и Совете Федерации. Эти площадки дают возможность активно участвовать в подготовке предложений для федеральных органов влатси. В обязательном порядке привлекаем к этой работе наших общественников в регионах. Целый ряд их предложений уже нашел отражение в принятых нормативно-правовых актах.
Но главная наша задача – помогать конкретным людям. Через обучение, консультации, организационную, политическую и экспертную поддержку в спорах с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, зачастую – и с органами власти. Поскольку, когда мы говорим об общественном контроле в сфере ЖКХ, мы имеем в виду контроль со стороны граждан – потребителей услуг. Им действующим законодательством даны серьезные права. Но они не умеют или не могут ими воспользоваться. Помочь им эффективно защищать свои права – главная задача «ЖКХ Контроль».
 
- На прошлой неделе вы встречались с жилищными активистами Воронежа. О чем шла речь?  

- Да, действиетельно, мы говорили о новациях в отраслевом законодательстве. Депутаты планируют упростить принятие решений по вопросам капитального ремонта. Нужно поощрять тех собственников, которые хотят перейти из общего «котла» к накоплениям на  спецсчетах. Хотят облегчить управление счетами и, возможно, предусмотреть материальные премии. Сейчас активно обсуждается тема создания системы кредитования капитального ремонта. В будущем необходимо переходить на новую схему: когда сначала за счет кредита делается капитальный ремонт, а потом уже люди платят взносы. В этом случае они, по крайней мере, будут понимать, за что платят.
Кстати, мы добились того, что проекты новых федеральных законов, постановлений обязательно предоставляются на обсуждение нам, в НП «ЖКХ Контроль». Мы отправляем их в регионы, чтобы получить обратную связь от членов нашей сети общественного контроля. Особенно важно мнение тех, кто реально работает «на земле» - представителей ТСЖ, Советов домов. Ведь зачастую придуманные на федеральном уровне законы не работают, или только усложняют жизнь. Законы должны быть простыми, понятными и действенными. Наши общественные обсуждения помогают избежать многих ошибок.  
 
- А сами Вы верите в то, что когда-нибудь коммуналка станет прозрачной и понятной?

- Сразу, конечно, ничего не изменится. Но, как говорится, капля камень точит. Нужно формулировать четкие задачи и добиваться их решения. И постоянно следить за тем, как принятые решения работают в жизни. И не только в Москве. Я постоянно бываю в Воронежской области. Здесь живет много родственников, мама мужа. Я прекрасно помню, какие проблемы были в Воронеже с подачей воды 10-20 лет назад. Она появлялась по часам, а ванные служили не для мытья, а для хранения запасов воды. Сегодня с этим все в порядке. Более того, недавно в Воронежской области было принято решение о снижении тарифа на воду. Это первый пример по России, когда тарифы не растут, а снижаются. К сожалению, есть проблемы, которые пока решаются медленнее, чем хотелось бы. Состояние дворов и дорог вызывает справедливые нарекания граждан. Управляющие компании в большинстве своем пока не усвоили, что их главный заказчик – это собственники, которые платят им деньги. Наше Воронежское отделение  «ЖКХ Контроль» помогает людям  добиться качественных услуг при условии своевременной их оплаты.  И я лично верю, что если в каждом доме появится группа активных, грамотных и ответственных собственников – ситуация будет меняться.