«Mundus vult decipi, ergo decipiatur»
(в переводе с латинского «Мир хочет быть обманутым, пусть же его обманывают»)
Ежегодно россияне отдают миллиарды рублей всевозможным магам, колдунам, гадалкам и экстрасенсам. Казалось бы, сколько разоблачений, сколько критики существует и существовало на протяжении истории, но ученым и скептикам, раскрывающим обман подобной публики, продолжают не верить. Более того, проблема коренится не только в вере магам и экстрасенсам. Проблема в некритическом мышлении, развить которое удается не каждому. Именно на фоне повального обмана становится понятно, зачем нам нужно «Сообщество скептиков». Вопреки сложившемуся стереотипу, наиболее нетерпимыми к критике своей теории и своих кумиров являются как раз сторонники всевозможных «альтернативных» научных теорий.
Из-за их слепой веры в «чудо» эти люди становятся легкой добычей для всевозможных аферистов. Почему происходит так и где лежит этот «корень зла», поможет разобрать создатель и руководитель «Общества скептиков» Кирилл Алферов.
Как объясняет Кирилл, интерес к подобным вопросам возник неслучайно. Члены его семьи были под сильным влиянием так называемого «движения Нью Эйдж», популярных в конце 80-х начале 90-х увлечений экстрасенсами, магами, биополями и прочим.
Впрочем, кто тогда не увлекался подобными вещами?
Но не все сумели во время остановиться.
К критическому мышлению Кирилл пришел постепенно, одним из ключевых факторов оказалось личное расследование деятельности вышеуказанной публики. Принимаясь за эту работу, будущий основатель общества скептиков еще не предполагал, что результаты станут такими масштабными и выльются в целое движение. Стоит копнуть — выясняется, что за громадным количеством утверждений всех этих гуру нет никаких доказательств, только выдумки, домысли и статьи в желтой прессе.
- Я обратил внимание, - говорит Кирилл, - что в рунете критических материалов почти нет. Почти не было никаких мероприятий, посвященных распространению научного взгляда на мир. Собственно, мне захотелось поделиться своим опытом и помочь людям, которые также верят в какие-то эзотерические вещи. А вера эта отнюдь не безвредна.
Но подобная проблема - явление не сугубо российское. Более того, по мнению Кирилла, отличия в сознании россиян и тех же европейцев - минимальные. И заключаются они скорее в том, что актуально конкретно для России (гадалки, «бабки», старцы), но общее состояние критического мышления, безусловно, такое же, как везде — то есть плачевное.
По мнению Кирилла и его единомышленников, многие из нас могут вполне критично и здраво мыслить в пределах своей узкой профессиональной деятельности, но стоит многим выйти за пределы своих областей – и люди готовы верить в любые небылицы, в любые «альтернативные» научные теории.
Многие, узнав об этой проблеме, начинают бить тревогу, сетуя, что мир развивается, растет количество научных открытий, ну а мы прямо пропорционально падаем на уровень какого-то средневековья. Но Кирилл уверен, что при всем плачевном состоянии критического мышления все же говорить о глобальности проблемы нельзя.
- Я не убеждён, что пропорционально растет общий процент невежественности. По крайне мере, у меня таких данных нет. По моим ощущениям, люди сегодня не менее критичны, чем когда-либо. Я бы даже сказал, что по сравнению с прошлыми веками ситуация все-таки значительно лучше. Да и хождение к гадалке в реальной жизни — явление куда более сложное. А вред от этих верований гораздо тоньше и глубже, нежели прямой вред редких случаев полного отказа от лечения.
Руководствуясь идеей развития критического мышления среди россиян и просвещения по общим научным вопросам, Кирилл всяческими способами пытается донести до публики вред указанных выше заблуждений и идей. С этой целью он выступил в качестве эксперта в недавно стартовавшей в нашей стране Премии имени Гудини http://36on.ru/magazine/society/54372-za-demonstratsiyu-paranormalnyh-sposobnostey-uchrezhdena-premiya-v-1-mln-rubley
Сам Кирилл комментирует свое решение следующим образом:
- Я думаю, что это может оказаться не столько аргументом, сколько очередным способом рассказать публике о том, что такое контролируемый эксперимент и зачем он нужен. Ведь верующие в какой-либо род магии часто не понимают, что это за скептики и зачем они требуют каких-то экспериментов, когда вот — пошли к бабке, и Петя вылечился!
То, что этот опыт не является контролируемым и не позволяет сделать какой-либо однозначный вывод — вот, с моей точки зрения, что может наглядно продемонстрировать проверка эзотерических способностей. Люди в следующий раз могут подумать: а что, если бы мы добавили контроль?
Коснувшись темы лженауки, нельзя не отметить большую популярность так называемых "альтернативных" исторических теорий, относящих нас в область скорее научной фантастики, чем исторической науки. Взять хотя бы бренд «Атлантида» или внеземное влияние на происхождение жизни. Как правило, родоначальники таких теорий используют научную терминологию, что и запутывает обывателей, мало разбирающихся в терминах естественных и гуманитарных наук.
В связи с эти интересом недавно была опубликована статья Александра Мешкова под названием «Существует ли альтернативная история?», найти ее можно на сайте «Общества скептиков».
Ну а в целом, как считает Кирилл, в истории, конечно, больше простора для фантазий, поскольку историческая наука все же отличается по точности от физики.
- Современная историческая наука прошла большой путь и является куда более точной, нежели раньше. Использование точных методов (ВИД = вспомогательные исторические дисциплины) позволяет нам получать куда более достоверные данные, которые, конечно, никаким образом не стыкуются с фантазиями альтернативных историков.
Картина вырисовывается не вполне радужная, особенно если учесть резкое падение качества образования и общей грамотности в России.
Каковы перспективы культурного развития в нашей стране? Ведь все эти кризисы ударяют по самому главному – по детям, то есть по будущему поколению, по тем, кто и будет строить новое российское общество.
Как отгородить ребенка от всего информационного мусора, что мы с вами ежедневно получаем? И что делать, если предрассудками его подпитывает кто-нибудь из родственников?
Как считает Кирилл Алферов, дать общий ответ крайне непросто. Обучать ребенка критическому мышлению никогда не рано. Важно строить свое мировоззрение на доказательствах, на правильной работе с информацией. Кирилл уверен, что и многие взрослые тоже не безнадежны.