Книжный клуб “Петровский” едва ли мог уместить столько гостей: для 400 человек пришлось устраивать дополнительную видеотрансляцию встречи, которую можно было посмотреть из другого зала - организаторы такого ажиотажа не ожидали. Все темы, которые обсуждались на прошлых выходных во время “Открытых лекций”, организованных фондом Михаила Ходорковского, тем или иным образом затрагивали, конечно, демократию. Александр Сокуров даже составил список вопросов, над которыми он постоянно размышляет: о роли искусства, государства и отдельно взятого человека в нашей жизни. Об этом далеко не любовном треугольнике режиссер поговорил и с воронежцами.
“Крупным научным достижениям предшествовала большая гуманитарная работа”
- Я просто кинорежиссер, просто гражданин Российской Федерации, - начал Александр Сокуров.
Тем не менее, разговор вышел далеко за рамки избитых и эфемерных рассуждений о состоянии современной культуры. Так или иначе и спикер, и публика возвращались к вопросам политики.
Первое заявление взбудоражило публику: “Очень большой деструктивной силой и в искусстве, и в культуре является, конечно, кинематограф - молодой, богатый, численностью немалый, возглавляемый мощной экономически и энергетически американской кинематографической братией”.
Александр Сокуров противопоставляет визуальную культуру интеллектуальной. Во всем режиссер винит современный технический прогресс. По его мнению, именно современные гаджеты оказывают колоссальное давление на культуру. Люди привыкают прилагать минимум усилий для получения информации, достаточно нажать пару кнопок или, вообще, лишь “держать глаза открытыми”. Подогревает все голливудская киноиндустрия, напичканная спецэффектами. А также кровью, издевательством над человеческим телом. Отсюда и соответствующее поведение молодых людей - режиссер постоянно подчеркивал, что неустоявшаяся психика молодежи расшатывается, кругозор сужается и все это приводит к моральным коллизиям.
Справедливости ради режиссер, который постоянно сравнивал опыт России с практикой европейских стран, отметил, что это, к сожалению, общемировая тенденция: даже в Германии, которая всегда славилась огромными бюджетными затратами на науку, образование и искусство, закрываются русские кафедры, сокращается финансирование университетов в целом.
- Все же прогресс связан с четким представлением, куда и зачем происходит движение. Конечно, есть представление, существовавшее до наших времен - например, прогресс XIX века. Но всем самым крупным научным достижениям предшествовала очень большая гуманитарная работа. Диккенс, Толстой, Флобер, Золя, Томас Манн разговаривали с обществом о будущем, закладывали и обнаруживали закономерности, которые есть сегодня и которые так или иначе неизбежно перейдут в будущее. Именно они фактически выбирали, каким путем пойдет общество, - рассуждал Александр Сокуров.
Книгу он называет музеем культуры, который фиксирует наше движение по круговой траектории. Режиссер перенес свои мысли на киноэкран: “Молох”, “Телец”, “Солнце”, “Фауст”. Все русское искусство: литература, музыка, философская мысль - по мнению режиссера, это работа наших соотечественников XIX века - все было уже создано до нас. Нам остается лишь искать выход из этого круговорота, чтобы вновь не столкнуться со Сталиным, лагерями, нэпом… Поэтому и к войне наше общество готово - и готовится. Силы, которые пытаются этому противостоять, “диссиденты” нашего времени есть, но они слабеют: писатели больше не дарят обществу больших романов, которые могли бы подсказать, как это сделать. Опять же, не только у нас - во всей цивилизации Старого света, к которой Александр Сокуров пока что причисляет и Россию.
- А будет ли продолжение у тетралогии? Мне кажется, легко найти героя и для пятой части, - полушутливо задали вопрос зрители.
- Этих ребят хватит и на шестую, седьмую, и на восьмую. Но тетралогию продолжать я не вижу смысла, - вполне серьезно ответил Александр Сокуров.
“Демократия направлена на среднекачественный результат”
- Существует два явления, иногда сливаясь, иногда разъединяясь - это государство и культура. Мы то погружаемся в одну категорию, то в другую. Каждый раз обманываемся, обнадеживаем себя, что мы построим какую-то государственную систему, найдем ответы на вопросы, которые ставит культура. Изменим культуру - и породим другое государство. И так мы ходим по кругу, - продолжил Александр Сокуров.
Выход, по мнению режиссера, очень прост - быть толерантным, хоть это слово, наряду с “либерализмом”, стало в последнее время столь ненавистным русскому народу. Государство должно осознавать, что народ необходимо просвещать - посредством культуры. Ее дефицит - это первопричина всех конфликтов, проблем, войн в том числе. А увеличение ВВП, боеспособность армии - явления вторичные. Главное - это возможность получения бесплатного образования в вузах нашей страны.
Просвещение спасло бы исторические культуры в Летнем Саду, которые пришлось убрать из-за варварского отношения посетителей. Просвещение помогло бы донести гуманистические ценности и избежать военных конфликтов. Отсутствие просвещения - это там самая “заноза”, которая прочно засела в нашем сознании и мешает разорвать этот порочный круг. Корни этой “занозы”, считает режиссер, зародились еще при Романовых, и избавление от них займет долгое время.
Александр Сокуров заметил, что важность искусства осознается только тоталитарными режимами. Наполеон превратил Лувр из дворца в национальный музей, а Николай I открыл Эрмитаж для широкой публики. Возможно, это связано с тем, что для сохранения искусства нужна определенная концентрация сил - чего нет в странах с демократических режимах. Ведь демократия предполагает поддержку среднестатистического человека, а значит - направлена на среднекачественный результат. В том числе и в культуре.
- Отсюда массовый продукт, коммерческое кино, развлекательная литература, уничижающее культурное достоинство народа телевидение, абсурдная пресса. Снижение качества высшего образования - это все признаки выплывающей на поверхность среднего качества требований к жизни, работе и облику человека, - сделал вывод Александр Сокуров, который потом еще очень долго обсуждался нашими воронежскими искусствоведами на страницах Фейсбука.
“В СМИ нельзя говорить о том, что русские и украинцы - один народ”
Александр Сокуров говорил медленно и последовательно, стараясь как можно четче и яснее сформулировать свою мысль, говорил о прошлом конкретно, о настоящем - скорее абстрактно. Ведущий не выдержал и задал вопрос, которым мучился - не один он - еще с начала встречи. В зале послышался легкий гул, когда затронули тему Украины.
- Всегда со студентами из Украины у нас были тяжелые разговоры: что Россия давит на Украину, русский язык - на украинский. Всегда они говорили, что хотят жить отдельно. Эти разговоры шли еще при советской власти, - аккуратно начал свой ответ режиссер.
Некоторые присутствующие в зале занервничали. Судя по реакции зрителей, далеко не все ожидали от деятеля искусства разговоров о “здесь” и “сейчас”. Или же просто не рассчитывали от человека, с восторгом вспоминающем времена СССР, услышать такие, как принято сейчас говорить, “либеральные” высказывания.
Сокуров объяснил, почему он считает, что независимость Украины - это хорошо: если народ хотел иметь право на осуществлении собственной культурной и духовной жизни, то нельзя этому препятствовать. Нельзя в СМИ говорить о том, что русские и украинцы - один народ, это унизительно для самостоятельного, независимого государства. Другое дело, что у Украины нет элементарной политической грамотности и понимания, что “с Россией просто так решить проблемы невозможно”.
Куда более страшное явление, по мнению Сокурова, это та злоба, раздражение, которое вызвано обыкновенной, казалось бы, не имеющей отношения к простому народу политической ситуацией.
- Кто имеет право выводить народ за пределы нормальной психологической реакции этими политическими мотивами? - задал вопрос аудитории Александр Сокуров, не получив и не рассчитывая получить ответ на него.