Портал 36on.ru представляет новый исследовательский проект «Воронежцы». Мы решили поговорить с людьми, которые по долгу своей службы имели и имеют возможность видеть воронежцев в разных условиях и состояниях. Это социологи, историки, организаторы массовых праздников и т.п.
Своими мыслями поделился декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов.
- Считаете ли вы себя воронежцем?
- Да, хотя и уфимцем тоже. Уфа – город, в котором я родился, а слово «Воронеж» услышал в пятилетнем возрасте. Я проводил лето у дедушки с бабушкой в поселке Новая жизнь Исаклинского района Куйбышевской (теперь – Самарской) области. Вдруг новость: в Исаклы на выступление Воронежского хора едет вся поселковая молодежь и ребятня. А меня – самого маленького – не берут… Я поднял такой рев, что люди посчитали: лучше его взять. И вот я, как тот Сережа из одноименного фильма, стою счастливый в кузове грузовика и шепчу: «Мы едем на концерт!..» Не прошло и 17 лет, как меня, выпускника филфака Башкирского госуниверситета, направили стажером-исследователем на филфак Воронежского госуниверситета. В течение года я сдал два кандидатских экзамена по философии и иностранному языку, написал реферат по специальности «Журналистика» и был рекомендован моим научным руководителем Гориславом Валентиновичем Колосовым в аспирантуру. Начал учиться на очном отделении, но семье аспиранта-дневника с маленьким ребенком (старшему сыну Косте было полтора года) трудно жить на одну стипендию, снимать квартиру… В общем, вскоре я перевелся на заочное отделение. Работал в газете, преподавал журналистику в БГУ, защитил диссертацию. И все эти годы не терял связи с Воронежем: постоянно приезжал к друзьям – Вадиму Георгиевичу Кулиничеву и Александру Тихоновичу Смирнову, встречался с коллегами на конференциях, они приезжали ко мне… В конце восьмидесятых мне поступило предложение принять участие в конкурсе на заведование кафедрой теории и практики журналистики. Меня избрали заочно, а с 1 сентября 1990 года я приступил к своим обязанностям. Живу в Воронеже, люблю этот город, и с каждым годом все больше и больше.
- Что для вас значит понятие “воронежец” с профессиональной точки зрения?
- Воронеж для меня – это многочисленные студенты и выпускники, преподаватели и сотрудники журфака, это журналисты, с которыми я так или иначе пересекаюсь в течение уже четверти века, это газеты, с которыми я сотрудничал или сотрудничаю, которые редактировал (например, «Эфир-365», «Инфа»), а также телевизионные и радиоканалы… В общем, мой Воронеж – это люди, родные, друзья, приятели, коллеги, знакомые, соседи…. Как-то я написал:
И у городов бывает запах –
значит, город тоже организм!
Кожа у него, глаза и лапы,
не лишен сомнений и каприз…
Подружиться с городом непросто,
городу полюбится не всяк:
можешь в нем родиться, жить лет до ста –
да вот не подружишься никак…
Город как собака – чует наших,
в кровь дерется город за своих,
то есть много соли, много каши
съесть с ним надо, скушать за троих…
Город – женщина, что точно знает,
если любишь искренне ее,
если нежно трогаешь, ласкаешь,
если шепчешь: мой, моя, мое…
Город отзывается на ласку
и берет любимых под крыло…
Город-запах, город-голос, краска-
город, счастие и зло…
- Изменился ли облик воронежцев за то время, которое вы их (нас, вас, себя) наблюдаете?
- Говорят: лицом к лицу лица не увидать. Видимо, надо уехать куда-то далеко и надолго, чтобы посмотреть на город со стороны. И все же попробую ответить. Мой товарищ Вадим Кулиничев где-то прочитал и искренне радовался этому: мол, над Воронежем витает аура, благодаря которой здесь рождаются и рождаются таланты… Правда это или нет, но действительно креативных воронежцев много. Когда я вижу, как хорошеет улица Хользунова, на которой жил Вадим, то радуюсь в том числе за него: ему так хотелось, чтобы его город был бы еще красивее, еще чище. А Воронеж хорошеет – это правда. Я люблю проводить экскурсии для гостей нашего факультета: показываю замечательные скверы и парки, памятники Пушкину, Есенину, Кольцову, Никитину, Платонову, Мандельштаму, Высоцкому… И сам люблю гулять по городу с фотоаппаратом. И рисовать. У меня даже сложился целый цикл картин о Воронеже, который по-особенному выглядит, когда цветут каштаны и когда желтеют-краснеют листья…
Текст опубликован в рамках гранта Гильдии аналитических журналистов
"Мы разные, но мы вместе"