В Воронеже побывал один из лидеров несистемной оппозиции, координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов. Он высказался за единого кандидата от оппозиции на будущих выборах мэра города, охарактеризовал местные политические силы и подтвердил, что еще один гражданский активист - Алексей Навальный - никуда из страны не уезжал.
«Я не раз бывал в Воронеже. И при прошлом губернаторе (Владимире Кулакове – 36on.ru), и при Алексее Гордееве, - рассказал нам Удальцов. - Сравнивая с другими регионами и городами, я не могу сказать, что Воронеж выделяется сильно в худшую сторону. Есть регионы с гораздо более тяжелой ситуацией – свободой слова и деятельностью оппозиции, общественных объединений и с защитой прав граждан. Но и сказать, что Воронеж выделяется в лучшую сторону не могу. Все равно, так или иначе, оппозицию поджимают, стараются продавить, запугать, что я считаю неправильным. Таков, к сожалению, курс всей действующей власти. А господин Гордеев - плоть от плоти этой системы вряд ли будет вести какую-то другую линию. Поэтому есть, над чем работать. То общее движение, которое наметилось сегодня («Марш миллионов» - за честные выборы, за легитимную власть), я думаю, ставит одну из основных задач - создать климат свободы. Чтобы люди могли свободно говорить, не боясь потом быть привлеченными к какой-то ответственности. То есть, это общая ситуация, и, не решив ее на общефедеральном уровне, вряд ли стоит надеяться, что в одном регионе можно создать остров свободы. У нас даже либеральный по духу губернатор Никита Белых, попав в систему, ничего выдающегося не смог в Кировской области совершить. Потому, что это по определению не возможно».
И все-таки Сергей (просил называть его только по имени, так как «молод душой и телом») отдал должное местной оппозиции: «Воронеж всегда был достаточно активным городом. Здесь сильное левое движение, коммунисты. Да можно отдельные критические замечания высказывать, но они - большая сила. Здесь активные экологи, правозащитники. Я считаю, что Воронеж по активности входит, наверное, в первую двадцатку регионов. Далеко не плохой результат, но есть, над чем работать. До 15 сентября, надеюсь, Воронеж, используя общеполитические наши требования и местные проблемы, покажет силу, проведет достойную мощную акцию. Первый секретарь местного обкома КПРФ (Сергей Рудаков) говорил, что поддержит ее, увидим на практике. Вам есть, куда расти, но ситуация в области далеко не критическая. Это не какая-нибудь Кемеровская область, где господин Тулеев все задавил».
Возвращение уголовной ответственности за клевету (законопроект в Госдуме протащили фактически лишь представители партии «Единая Россия») Удальцов охарактеризовал как метание власти из стороны в сторону: «При президенте Медведеве убрали статью из УК, и, по-моему, правильно. Да, могут быть какие-то штрафы, в административном порядке, не очень большие. Ведь на самом деле это инструмент политических преследований. Сейчас мы опять получили возвращение статьи в уголовный кодекс. То есть, сначала власти хотели показать некую либерализацию, но после марта, особенно после 6 мая, поняли, что ситуация развивается для них очень негативно. И началось банальное закручивания гаек. Очень опасно. Все подобные законопроекты – реализация их пути».
Аналогичную оценку активиста получил и закон об НКО. «Меня лично он не коснулся, - признался Сергей. - Наше движение «Левый фронт» вообще не зарегистрировано. Мы не получаем гранты ни от российских чиновников, ни от зарубежных. По сути дела, власти всегда пытаются свои репрессивные инициативы облечь в патриотичную оболочку. Да, вроде бы, звучит красиво – зачем получать средства от запада? А если получаешь, то раскрой их. Это давление. Тогда надо ставить вопрос: а разве сегодня НКО, которые не лояльны власти (и не обязаны быть ей лояльны), которые проявляют инакомыслие, могут претендовать на государственное финансирование? Да никогда в жизни. Под любым предлогом все гранты уйдут лояльным структурам. Их искусственно плодят и еще сделают десятки. А оппозиционные организации, которые работают с разными слоями населения, могут жестко, критически ставить вопросы по отношению к власти, останутся на голодном пайке. К этому нас ведут. Все очень прозрачно, хотя и заворачивается в патриотическую оболочку».
На просьбу прокомментировать появившиеся в сети слухи об «отъезде» Алексея Навального в Британию другой ярый оппозиционер Сергей Удальцов отозвался так: «Это миф, по крайней мере, я его видел на прошлой неделе лично, с ним недавно созванивался. По моим ощущениям, он человек достаточно принципиальный, стойкий. И уезжать не собирается». |
Сергей также предположил, почему власти так взъелись на девушек из панк-группы «Пуси Райот»: «Они задели не то, что за живое, а за личное. Задели Владимира Владимировича и главу РПЦ, а там смычка очень тесная. В Москве сейчас строят 200 храмов и говорят, что такова инициатива снизу. Известно, что инициатива самого Владимира Владимировича, который так насаждает православие и, может быть, считает, что оно во благо. Но у нас есть конституция, где написано, что Россия – светское государство. А на самом деле происходит явная подмена понятий. Девочки задели за личное. Если бы пели не про Путина, и не в храме Христа Спасителя, конечно, они бы не сидели. Это, по сути, хулиганский поступок. Да, я понимаю, они хотели привлечь внимание. Не самое удачное место выбрали – оскорбили чувства верующих. Но ничего больше административной ответственности не заслужили. Ничего больше. В душе я, конечно, сегодня на их стороне. Они тоже, получается, политзаключенные. То деяние, которое они совершили, и то наказание, которое могут понести, вообще не соизмеримы».
Наконец, Удальцов высказался о возможном едином кандидате от оппозиции, выдвинутом на будущие выборы мэра Воронежа (срок полномочий действующего главы горадминистрации Сергея Колиуха истекает весной будущего года, но с учетом недавних политических и уголовных скандалов в мэрии и гордуме, он может потерять свой пост и гораздо раньше): «Всей оппозиции надо выдвигать именно единого кандидата, надо реально оценить свои силы, не тешить амбиции и не путаться под ногами. Надо создать единую команду, выдвинуть человека, поработать на победу. А потом распределить посты в городской администрации в соответствии с вложенными силами. С компетенцией, естественно. Я думаю, шансы договориться есть. По крайней мере, сегодня и представители КПРФ, и «Справедливой России», и других организации в Воронеже высказались за такую идею, в пропагандистском и моральном плане готовы этому содействовать».
Однако сможет ли такой мэр, пусть и легитимно избранный, работать в системе сегодняшней вертикали власти?
«Я расцениваю местные выборы как возможность отработать некий опыт, в определенной степени деморализовать жуликов и воров, - пояснил Сергей. - Конечно отдельный человек, будь-то мэр или губернатор, кардинально ситуацию не изменит. Поэтому наш основной упор - на изменение всей системы организации выборов, на организации власти. Параллельно реально на региональных выборах раскачивать систему полезно. Есть реальный шанс. Идти заведомо порознь – лучше вообще не участвовать в кампаниях. Опять нас обманут, опять сфальсифицируют, «Единая Россия» опять выиграет». |
Добавим что местные коммунисты, практически, уже назвали своим кандидатом в мэры Воронежа депутата областной думы Константина Ашифина. Местные политологи в лагере оппозиционеров ему пока видят лишь одного реального конкурента – депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Пахолкова. Будут ли они работать на одной стороне, покажет время.