«Покоя не будет»
Худрук Театра драмы Владимир Петров - о заботах в новом сезоне.
6 октября премьерой спектакля «Мост короля Людовика Святого» по повести Торнтона Уайлдера в постановке художественного руководителя Владимира Петрова 211-й сезон открыл Воронежский государственный академический театр драмы имени Кольцова. Событие прошло в отреставрированном историческом здании на проспекте Революции. А накануне Владимир Сергеевич пригласил журналистов, чтобы ответить на многочисленные вопросы.
Планы корректируются
- В связи с тем, что мы должны переехать в новое здание, появились проблемы, - говорит Владимир Петров. -- Нужно делать репертуар для театра. Причем срочно. Поскольку то, что идет в здании на Театральной, 17, сюда перевести невозможно. Там зеркало сцены 15 метров, здесь -- 8. Изготавливать заново декорации к спектаклям, которые идут не менее пяти, а то и десяти лет, не вижу смысла. За минувшие годы все потенциальные зрители такие спектакли отсмотрели, некоторые даже по нескольку раз. Свои же планы я корректирую. Следующей работой я планировал пьесу Александра Островского «Горячее сердце». Но проект сценографа Юрия Харикова -- очень дорогой. Все, что нам выделяется на год, уйдет на «Горячее сердце». Как говорил Анатолий Папанов в фильме, «не могу я на это пойтить». Поэтому будем делать спектакли более дешевые, менее населенные, не такие масштабные, какие я затевал вначале.
Владимир Сергеевич подтвердил, что здание на Театральной, 17, уже не принадлежит театру.
- То здание уже не наше. По распоряжению правительства области оно выделено в отдельный финансово-экономический объект -- театрально-концертное здание. Там будут и спектакли, и различные вечера, и антрепризные гастроли. А также мероприятия, которые очень мешали нам жить, когда мы там работали: выпуски школ, день ВДВ, юбилей какой-либо фирмы. Какое-то время, обещали Петрову, спектакли «кольцовцев» в концертном зале будут играться: «Думаю, год мы там продержимся». С потерей второй площадки возник вопрос, где хранить декорации. На сей счет Петров сказал: «В историческом здании нет места для цехов и мастерских. Нам негде собирать декорации, нет площадки».
Раньше и теперь
Раньше в историческом здании не было малой сцены.
- Ее сделали по моей просьбе, - говорит Петров. - Тут были маленькие цеха. Все остальные декорации делались на заводах. Сейчас мы вынуждены заказывать их в Москве и Санкт-Петербурге, что очень дорого. Нам нужна площадка с бетонным полом, где можно заниматься сваркой. Это серьезные капитальные вложения».
В новом сезоне из театра ушли некоторые молодые артисты: Анна Кунгурцева, Захар Майстренко, Вера Бугрова, которая играла в «Реке Потудани». Кто будет введен на ее роль, Петров пока, дабы не сглазить, не сказал.
Когда открывался отреставрированный театр, были определенные недоработки. Удалось ли их устранить сейчас? Худрук ответил:
- Есть проблемы, которые не устранились, и я не знаю, как их устранить. У нас на большой сцене заклинило театральный круг. Подвалы театра затопило. Сырость проникла в дерево. Оно разбухло. Пилить круг я не хочу. Надеюсь, что после включения отопления круг подсохнет. Наши отремонтированные подвалы заполняют грунтовые воды -- надо делать гидроизоляцию всего квартала, что невозможно. Фундамент театра не менялся. Хотя знающие люди говорили: давайте все сломаем, сделаем заново, будет в два раза дешевле. Но на это никто не мог пойти, потому что здание является памятником федерального значения».
«Театр - не собес»
Перед закрытием сезона артисты Кольцовского театра обратились с открытым письмом к губернатору. Что изменилось и изменится ли после письма?
- Зарплаты актеров действительно маленькие. Так по всей стране. Что положено, мы артистам платим. Но то, что этого мало, -- факт. Боль актерская в обращении, на мой взгляд, является доминирующей. В штатном расписании театра -- 57 человек. Раньше было 42 актера. Я взял в театр большую группу молодежи. Что нанесло финансовый урон актерам, которые в театре работают давно. Мешает работать отсутствие закона о театре, контрактной системы. В театре очень много людей, которые не выходят на сцену годами, но регулярно получают зарплату. Уволить я никого не имею права. Но театр -- не собес. Вся система нуждается в реорганизации. Государство могло бы вознаграждать актеров за уход из театра, платить им тысяч 10 -- 15 в месяц до конца жизни. Мне кажется, в театре я всех успокоил. Но, Бог знает, что там у них на душе. Пока тихо.
Одна из претензий инициаторов письма --ликвидация художественного совета. Петров, по его словам, восстановил этот совещательный орган.
- Все равно, -- прокомментировал Владимир Сергеевич, -- будет так, как скажу я. -- Но, с другой стороны, хорошо послушать мнение людей, которые в своем деле собаку съели. Вот и восстановил худсовет, чтобы никто не подумал, что я кого-то люблю больше, кого-то меньше.
Нужна комедия
- Мы потратили деньги, которые нам были выделены, на четыре спектакля вместо шести. Просить больше я не могу, совесть не позволяет. Остается рассчитывать на самих себя и жить по средствам, что всегда тяжело. Большие масштабные спектакли будет делать трудно. Возможно, удастся найти спонсоров, людей, которые финансово помогут театру. Пока мы вынуждены затянуть пояса.
Тем не менее, после Уайлдера планируется еще одна работа Петрова для большой сцены и двух молодых режиссеров -- для малой. Названия худрук предпочел не озвучивать, но сказал, что намерен ставить пьесу известного французского автора Эрика-Эммануэла Шмитта.
- Такую работу я уже делал, но она мне очень нравится, потому что для театра нужна комедия кассовая и желательно умная. Пьеса Шмитта -- тот самый редкий случай. У меня есть для нее актеры. Нам нужно экономить деньги и получить кассовый спектакль.
Понимая общую ситуацию в театре и городе, Владимир Петров то ли в шутку, то ли всерьез завершил пресс-конференцию песней «Вместе весело шагать по просторам…». А потом добавил, что создать заново театр, пусть и с большой историей, -- длительный процесс.
- Надо не менее 5 лет, чтобы все понять, выстроить репертуар, задействовать артистов, ощутить пространство. Борьба предстоит, покоя не будет.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".