Впервые я увидел Нину Беляеву на митинге «За честные выборы» 10 декабря 2011 года. Тогда она была ведущей данного мероприятия, страстно и пламенно призывала бороться за «украденные» голоса, противостоять «жуликам и ворам». Придерживавшуюся социалистических взглядов ведущую, думаю, запомнил каждый воронежец, ходивший на первые протестные мероприятия. Яркая и харизматичная девушка стала своеобразным «лицом воронежского протеста». Однако, некоторое время спустя, в интернете прошла информация о выходе Нины Беляевой из «Справедливой России», в которой она состояла ранее и разрыве с оппозиционным движением. Пикантности этой ситуации придало то, что 4 ноября Нина появилась на организованном представителями патриотических организаций города «Русском марше», также организовала митинг «В защиту Русской Чести». Мое, а также и большинства протестовавших вместе с Ниной воронежцев, желание рассмотреть эволюцию политических взглядов «лица воронежского протеста» и узнать ее видение некоторых животрепещущих проблем нашего города и страны в целом, сделало возможной данную беседу.
Нина, как получилось, что именно вы стали вести первые протестные митинги «За честные выборы» в Воронеже?
В принципе, я вела митинги и до выборов в Госдуму, хотя они и не были такими масштабными. Это были митинги «Против власти жуликов и воров» и некоторые другие. Что касается мероприятия 10 декабря, то желающих вести митинг, – тех, кто имел опыт выступлений, - было немного, предложили вести мне – я согласилась. Таким образом, это не то, чтобы случайно, но… почти.
Уже на «протестной волне» с вами произошла и другая, не менее резонансная, история с привлечением к административной ответственности за пост в социальной сети «Вконтакте» и последующим снятием обвинения. Ожидали ли вы, что за простой перепост могут привлечь? Ожидали ли оправдания?
Ну, вообще ожидать в нашей стране можно всего, чего угодно, но я, конечно, не ожидала, что внимание обратят именно на мой пост, потому что таких записей «ВКонтакте», думаю, довольно много было. В то же время внимание к этой записи добавило мне уверенности в себе, я поняла, что, если за слова судят, значит они имеют силу, значит, мне стоит продолжать этим заниматься дальше – даже не в плане протеста, а в плане изменения окружающего мира и установления справедливости. Почему судили именно за этот пост – я сейчас могу понять. Он стал основой листовки, которые мы раздавали на митинге 4 февраля. Тогда, кстати, задержали Георгия Мацугу. Сначала его судили за эту листовку, а потом, начав искать автора ее текста, завели дело и против меня. На Георгия, по итогам его дела, было наложено порицание, однако какому-либо другому наказанию он не подвергся.
Что касается оправдания – мне, на самом деле, было не очень важно, оправдают меня или нет, однако сам опыт этого дела очень хорош тем, что он демонстрирует механизм того, как можно добиться оправдания в случае заведения дел за слова. Причем, дел не только административных, но и уголовных, потому что одно дело – штраф в несколько сотен рублей, это не страшно, но когда заводят уголовное дело, знать то, как можно «смеяться» над системой, важно. Просто не говорить ни «да», ни «нет», и созерцать, как они будут доказывать, что это написали вы. На основании 51 Конституции РФ человек просто может отказаться от показаний – в этом случае он не отрекается своих слов, но и не помогает следствию. В моем случае, наша правоохранительная система оказалась совершенно ни на что не способна – они могут только написать протокол по собственному признанию человека.
Что Вы можете сказать о лидерах общероссийского протестного движения – Навальном, Удальцове и др.?
Даже во время первых протестов и моем в них участии эти люди вызывали у меня много вопросов о мотивах их деятельности и многом другом. Однако тогда я выделяла из этого ряда Удальцова. К Удальцову было отношение иное, но после 6 мая оно у меня изменилось, так как в силах лидеров протеста было не допустить бойни. Это было бы не так звучно, это не так быстро обошло социальные сети, но это было бы честно по отношению к людям. Можно было не садиться на площадь, пойти на какой-то компромисс, но не допустить того, чтобы люди были покалечены. Говорят, что некоторые даже скончались позже от полученных травм. Я не считаю, что на чужих костях можно делать пиар. Ведь всегда во время организации подобных мероприятий есть выбор между тем, чтобы идти до конца во имя какой-то абстрактной правды либо пойти на небольшой компромисс, но сберечь людей.
У меня похожая ситуация была в Семилукском районе, когда я занималась организацией наблюдения за проходившими там выборами. Мне звонили, говорили: «У нас на участках бугаи, которые угрожают нам физической расправой…». Многие из людей, подобных московским лидерам, дали бы совет снимать все на камеру, независимо от ситуации. Я такого совета не давала, потому что в тот момент рядом с тем или иным человеком не находилась, и не могла знать, чем это все закончится. Я говорила: «Думайте, прежде всего, о своем здоровье и жизни. Это самое ценное. Даже если вы ничего не снимете, мы потом об этом напишем, пойдем в суды, будем добиваться справедливости, но сейчас сохранить жизнь и здоровье – самое важное». Кто-то не снимал, кто-то, даже в таких условиях, умудрялся сделать запись, но я не могла призывать человека лезть на рожон, и потом мучаться от осознания того, что из-за меня кому-то сломали руки, ноги или пробили голову. Если тебе люди верят, то ты несёшь ответственность за них.
Справедливость того не стоит?
Вопрос в том – ведет ли это к справедливости. Есть другие методы. Если же говорить о результатах 6 мая, то я не думаю, что что-то после него кардинально поменялось. Просто вывели людей на бойню. Если уж лидеры выбрали путь свержения власти силовым путем, то пусть будут честными хотя бы со своими последователями, скажут им: «Идем брать Кремль, вооружайтесь!». Шучу, конечно. Но если рассудить логически: это будет, может быть, неправильно с точки зрения закона, но с точки зрения морали, по отношению к своим сторонникам, вернее, чем вывести их на мирную акцию, при этом понимая, что случится на самом деле…
И сейчас из оппозиции вам не импонирует никто?
Скорее нет, чем да. Более того, я и себя уже не отношу к оппозиции. У меня было время переосмысления летом и осенью прошлого года, в результате чего я заняла такую позицию. Я не с властью и не с оппозицией. Это не значит, что против всех. Если есть возможность где-то сделать что-то хорошее, сотрудничая с властью, не системой в целом, разумеется, а с отдельными людьми – я ее стараюсь использовать. Есть аналогичная возможность в сотрудничестве с представителями оппозиции я и её использую. Главное чтобы это было во благо общества. Нормальные, здравомыслящие люди есть везде, независимо от движения или политической партии, к которой они принадлежат.
Недавно в Воронеже прошла серия обысков у ведущих местных оппозиционеров и правозащитников – Натальи Звягиной, Александра Болдырева, Романа Хабарова, Геннадия Панкова, Бориса Супренка и Анатолия Кравченко. Не боялись, что придут и к Вам?
Я не боялась, что ко мне придут, потому что в последнее время против власти я не выступала, а сосредоточила свое внимание больше на общественных проектах – помощи детям-сиротам, экологии. Естественно, иногда, как в случае с протестом против добычи никеля, выступая против конкретной проблемы, ты выступаешь против системы, но я не акцентирую внимания на борьбе с властью, а стараюсь добиваться решения конкретных проблем. Между прочим, иногда их получается успешно решать. Последнее, что мы сделали с друзьями – это митинг «В защиту русской чести». Вот буквально вчера я получила письмо из Следственного Комитета, в котором мне сообщили, что было возбуждено уголовное дело против преступника. (Азербайджанца, которого обвиняют в изнасиловании несовершеннолетней девушки – прим. корреспондента). Мне это кажется важнее, чем собрать митинг в несколько тысяч человек на площади. Это, может быть, не так громко, но это конкретное дело, которое меняет наше общество и делает его безопаснее.
А как вы относитесь к воронежским оппозиционерам – тем, у которых прошли упомянутые обыски, и другим? Может быть, взаимодействуете в с ними в каких-то направлениях? Имеете ли контакты на личном уровне, дружите?
Что касается Звягиной и Болдырева, то мы знакомы, однако какого-либо общения – дружеского или делового, у нас сейчас нет. Мы пошли немножко разными путями. В принципе, это было ясно в самом начале протеста. Он ведь был очень разнородным: выделялась группа патриотического направления – это левые и люди националистических взглядов, и группа либералов и правозащитников. Я, будучи человеком больше левых убеждений, взаимодействовала с последними по необходимости, когда она была.
По-вашему, левые и националисты – одна группа?
Это не то, чтобы одна группа, просто у патриотически настроенных левых и умеренных националистов много общего. Левых – разумеется, не троцкистов, а, к примеру, сталинистов или сторонников других направлений, и националистов умеренного толка. И те, и другие стремятся в первую очередь сохранить страну, сохранить свой народ, и имеют между собой больше общего, чем, к примеру, левые с либералами или правозащитниками либерального толка.
Расскажите о вашей личной эволюции. Если не изменяет память, перед президентскими выборами вы призывали голосовать за левых кандидатов – Зюганова и Миронова, а 4 ноября приняли участие в «Русском марше». Как стала возможной такая перемена?
Я не думаю, что это какая-то большая перемена, потому что, на «Русском марше» в Воронеже, на котором я присутствовала, было много людей, разделяющих именно левые убеждения. Я туда пошла, потому что для меня актуальны те проблемы, которые есть у русского народа, частью которого являюсь сама. Считаю, что человек левых убеждений не может их не замечать. Вообще как можно противопоставить русский или левый? Я русская, но помимо проблем национальных, есть ещё проблемы труда, социального расслоения и другие. Меня они также волнуют и я хочу их устранить. Поэтому и не вижу в приведенных вами фактах никакого противоречия.
И националисткой себя не считаете?
Смотря в каком смысле…
Действительно, что для вас национализм?
Для меня это - любовь к своей культуре и уважение к другим. Если человек свою культуру не любит, боится назвать свою национальность, то это все равно, что бояться назвать своих родителей родителями, бояться назвать свою мать – матерью. Здесь я бы провела такую аналогию в отношении людей, которые выступают против того, чтобы называться русскими, или осуждают тех, кто называет себя русскими… Есть множество женщин. Разве, назвав одну из них, свою мать, матерью, вы как-то обижаете других? Никак. Моя мама – самая лучшая и самая любимая. Точно также и мой народ, моя культура. Они для меня самые лучшие, самые любимые. При этом я считаю, что такое же право должно быть для человека любой национальности. Национализм в таком умеренном смысле не противоречит дружбе народов, социалистическому строю, который бы я хотела видеть в своей стране. В таком виде он, думаю, даже присутствовал в Советском Союзе и в таком виде он приемлем для меня лично.
Однако, организованный вами митинг «В защиту Русской Чести» позиционировался, в том числе и в СМИ и социальных сетях, как мероприятие в защиту этой самой чести от «кавказского и азерского беспредела». Разве не противоречит этот акцент на национальности упомянутой вами «дружбе народов»? Да и с точки зрения элементарной вежливости по отношению к азербайджанцам не очень-то уважительно…
Официально он назывался все-таки «В защиту Русской Чести», однако в «Контакте» у соответствующей группы было сразу несколько модераторов, а на стене, которую мы периодически чистили, высказывались разные мнения… Но официального названия никто не менял. Другой вопрос, что есть все-таки этнопреступность. Среди некоторых этнических группировок почему-то больший процент определённых преступлений. На это тоже необходимо обратить внимание и как-то с этим работать. Не замечать национальность преступника я считаю неправильным – надо замечать. Другой вопрос, что это не означает, что сразу же, немедленно, надо убивать всех нерусских. Просто надо думать и решать сложившуюся проблему.
У вас есть какие-то мысли или предложения на этот счет? К примеру, мы знаем, что в той или иной этнической диаспоре процент преступников выше, чем среди коренного населения. Делаем что?
Думаю, что, во-первых, нам нужно пересмотреть миграционную политику. Приглашение людей из-за границы для неквалифицированного труда я считаю неправильным. У нас есть свои, русские, люди, которые живут в селах, районах, которые не имеют образования и готовы были бы заниматься подобными работами.
Но ведь не идут…
Почему же не идут? Просто им не создают условия. В диаспорах ведь совершенно другое отношение друг к другу. Там, если один чего-то добился, укрепился, он будет брать на работу, «тянуть» своих. У нас же такого нет… Здесь есть проблема.
Кроме того, я считаю, что диаспоры должны больше внимания уделять воспитанию своих «подопечных», их адаптации к нашей культуре. Потому что многие преступления, совершаемые приезжими, совершаются по той причине, что они, прибывая сюда, сохраняют тот взгляд на мир, который был у них на родине.
Сейчас в СМИ и обществе активно обсуждается, так называемый, кодекс поведения для кавказской молодежи. Даже один из лидеров русских националистов, Дмитрий Демушкин, принимал участие в его разработке совместно с представителями диаспор. Как вы относитесь к идее введения такого документа?
Мне кажется неправильным то, что в отношении кавказцев пытаются разрабатывать какие-то новые законы. Те законы, которые у нас уже есть, достаточны. Другой вопрос, что они не выполняются. Та же ситуация в Ставрополье… Там ведь проблема не в законодательстве, законодательство у нас хорошее. Дело в том, что оно применяется не ко всем. И здесь сложная ситуация не только с этническими преступниками, но и с нашими правоохранительными органами. Потому что в отношении их представителей даже в нашем, воронежском деле об изнасиловании школьницы есть подозрения в нечестности. Почему следователь сразу не задержал преступника? Почему в возбуждении уголовного дела отказывали два раза? Его ведь завели даже не в районном отделении Следственного Комитета, а в областном. Видимо, был у правоохранителей какой-то свой интерес… То же самое происходит и во многих других случаях. Этнические преступники спекулируют на своей сплоченности, спекулируют на недобросовестной работе наших правоохранительных органов. Здесь надо бороться с коррупцией в правоохранительной системе.
А вот Навальный… Он придерживается похожих на ваши взглядов на национальный вопрос и с коррупцией борется. Чем он вас не устраивает?
Навальный… меня не устраивает несоответствие взглядов и дел. Опять же, никто из тех, кто организовывал 6 мая, не вызывает у меня симпатий. Я имею в виду организаторов, потому что люди, которые просто туда пришли были искренние и честные… Я не верю Навальному. Да и последние разоблачения оппозиции что-то показывают.
А патриотические организации? Что можете сказать о них и их лидерах – тех же самых Торе, Демушкине и так далее…
Тор, Демушкин – я пока не увидела за ними какой-то конструктивной деятельности. Я общаюсь в Воронеже с разными людьми – никто из лидеров московских протестов, ни националисты, ни умеренные националисты типа Навального, ни либералы, не вызывают у большинства уважения и не являются теми, кто кого-то здесь направляет. Воронежский протест, даже в самом своем начале, 10 декабря, формировался как самостоятельный протест, и во многом самостоятельным движением и остался. То есть, это не была ориентация на Москву. На нее его пыталась ориентировать либеральная часть протестующих. Либералы больше смотрели на столичную «тусовку», остальные считали, что у нас все же самостоятельный город, который может сам выбирать свой путь развития.
А местные, воронежские патриотические организации? Может быть, вы как-то взаимодействуете с ними? К примеру, «Народный Собор» …
Я принимала участие в «Русском марше», который организовывало Народное ополчение Минина и Пожарского. Они разделились – «Народный Собор» организовывал марш позже. К «Народному ополчению» отношусь положительно: к Алексею Коротееву, Сергею Ишутину… Где-то, по некоторым вопросам, мы можем взаимодействовать. Что до «Собора» - я с ними не общалась…
В вашем профиле «Вконтакте» есть фото, на котором вы предстаете в мусульманском платке... Каково ваше отношение к исламу, православию и религии вообще?
О фото. Просто захотелось войти в образ мусульманки. На мой взгляд, получилось и очень даже неплохо! Не вижу в этом ничего предосудительного! Я некоторое время занималась любительским театром, и мне нравится принимать различные образы. Кто-то глядя на фото подумал, что я приняла ислам? Ну это может говорить только о том, что хорошо вошла в роль! Что касается моего отношения к религии, то я считаю, что должна быть свобода вероисповедания, и нужно избегать крайних религиозных форм. Есть умеренный ислам, есть радикальный ислам. Как можно относиться к радикальному? Только отрицательно. Но радикализация ислама очень часто происходит из-за неправильной политики в отношении мусульман, когда их загоняют в какое-то нелегальное поле, начинают считать маргиналами. В этом случае они маргиналами и становятся. Если посмотреть не на северокавказские республики, а, к примеру, на Башкортостан, то там – вполне светское государство, хотя много мусульман.
Радикалы, тем не менее, и там имеются. И в Татарстане, где в Альметьевске действовало некоторое время единственное (!) в Российской Федерации салафитское медресе…
Что касается Татарстана, то я там не была и поэтому утверждать, что либо не берусь, но многие знакомые говорят о том, что там радикальные движения не так многочисленны, как это пытаются представить федеральные средства массовой информации. Проблемы безусловно есть, но они больше связаны с национальной элитой, которая не пускает русских в органы власти, не смотря на то что по численности русское население Татарстана почти равно татарскому.
Ислам может быть умеренным, может вписываться в светское общество и оставаться частью личной жизни. В этом большую роль играет не только религия сама по себе, но и особенности развития того или иного этноса.
В то же время, как христианка, я считаю, что христианство – самая правильная религия. Иисус – единственный путь спасения. При этом, признаю право каждого человека на исповедание другой. Но, конечно, хотелось бы, чтобы больше людей обращалось в христианство… Что до моего отношения к христианским конфессиям, то я считаю, что Бог христиан не разделяет. Ему важно то, с каким мы сердцем к нему приходит… Поэтому для меня любой христианин – брат или сестра.
А как насчет РПЦ как структуры?
К этой структуре отношусь негативно, потому что она приняла в себя все отрицательные стороны другой структуры – нашего государства. При этом, православие и РПЦ – это разные понятия. К православию отношусь хорошо, мне нравятся некоторые православные авторы…
Партия, в которую вы недавно вступили, РПНУ, не очень известна для простого гражданина нашей страны. Что это за партия? Какова ее идеология, программа, кто ее лидер?
Идеология и программа этой партии, о чем я неоднократно писала у себя в блоге, наиболее соответствуют моим убеждениям. Российская партия народного управления не причисляет себя ни к оппозиционным, ни к тем, что проводят линию Кремля. У нее разумный подход к политике , при котором мы выбираем лучший путь, в зависимости от ситуации. Кроме того, в партии нет жесткой идеологии, разделяющей людей на левых, правых, либералов. Часто человека тяжело причислить к левым, даже если формально он состоит в левой партии. Есть люди, которые относят себя к либералам, но не имеют ничего общего с движениями себя уже дискредитировавшими в нашей стране. С ними у меня больше общего, чем с теми, кто формально стоит под красным флагом, но думает только о личной выгоде. Вместе мы помогаем детям, устраиваем субботники, делаем мир лучше. Поэтому мне и понравился уход РПНУ от бесплодных дискуссий на темы о глобальном. Акцент делается на местном самоуправлении, на том, чтобы во власть приходило больше людей из народа. Имеются в виду, прежде всего, гражданские активисты, которые непосредственно решают проблемы общества, интересуются ими, подготавливают конструктивные предложения для органов власти. Однако, что из РПНУ получится, говорить пока рано, потому что она пока на этапе формирования. Если то, что заявлено, будет соответствовать тому, что будет реальности, то я буду заниматься развитием этой партии. Если этого не произойдет, буду делать то, что соответствует моим убеждениям. В любом случае, если появляется что-то новое и перспективное, в этом стоит принять участие. При этом никогда нет гарантии, что это будет действительно таким, каким было заявлено никогда. Всегда есть риск, но это не должно останавливать тех, кто хочет менять общество!
Лидер партии – Альберт Мухамедьяров. Он был одним из организаторов митингов «За честные выборы» в Уфе. Последний факт вызвал у многих доверие к нему. Все-таки сами здесь занимались тем же делом.
Что касается разработки в Воронеже никелевых месторождений… Считаете ли вы, что удастся ее остановить? Какое участие в этом принимаете?
Я считаю, что уже многое удалось. Если бы не протесты, то, думаю, они уже этот никель добывать начали. По крайней мере, доразведку. А, поскольку, люди активно протестовали, этого не произошло. УГМК даже пошла на ложь, заявив, что 25 января якобы были начаты разведочные работы, однако никакой разведки в Новохоперском районе не было. Сейчас люди собирают доказательства бездеятельности компании, чтобы у нее, согласно законодательству, отозвали лицензию. Отсутствие работ может быть для этого поводом.
Поначалу занималась информационным освещением данной проблемы, работая в одном из воронежских СМИ. В мае занималась организацией антиникелевого митинга, а дальше по возможности сотрудничала с этим протестным движением.
Как думаете – если бы на митинги против добычи никеля ходило больше людей, был бы более серьезным и их результат?
Не думаю. Здесь дело не в количестве. Более того, считаю, что очень много митингов – это тоже не очень хорошо. Люди от них устают. Есть разные методы борьбы и хорошо, когда они применяются совокупно.
Как Вы относитесь к такому противоречивому и известному во всероссийском и даже мировом масштабе процессу, как дело Pussy Riot и их приговору?
К самим девушкам у меня не может быть никакого позитивного отношения. Их предыдущая деятельность включала в себя явно аморальные вещи, которые, по-моему, не достойны уважения. Об этих девушках никто бы не говорил и не читал и, тем более, не считал какими-то героями, если бы не их дело. Я считаю, что это глупость со стороны власти и бессмысленный пиар Pussy Riot, потому что они теперь выйдут звездами, отсидев свой срок. Адекватной мерой наказания для них могло бы стать 15 суток административного ареста по статье хулиганство, после чего все бы о них снова забыли.
Продолжая тему неоднозначных, с точки зрения морали и нравственности, мероприятий, хотелось бы узнать, что Вы думаете об ЛГБТ-пикете, прошедшем недавно в Воронеже – о его участниках, тех, кто их разгонял и о мерах, избранных последними?
Мое отношение к ЛГБТ, как и у любого христианина, негативное. Я считаю это неправильным, тем более если имеет место пропаганда среди несовершеннолетних. Я, в принципе, поддерживаю закон, который Дума приняла в первом чтении. Сам пикет… Здесь очень много вопросов… У кого-то, возможно, были политические интересы в его проведении. И возникает вопрос – у кого? Кого он пропиарил? Это будет ясно позже… Люди, которые пришли разгонять… Надо отметить, что методы у этой толпы тоже были очень разные – если бы у всех была цель бить гомосексуалистов, то их бы не осталось в живых.
Полиция была…
Полиции было столько, что, если бы вся толпа была настроена на уничтожение участников пикета, то она бы их уничтожила. Насколько я знаю, планировалось ЛГБТ-активистов просто «потроллить» и покричать им то, что, собственно, кричалось. Я сама там не была, не видела… Но на фото я увидела лишь царапину на лбу у организатора пикета. У девушек никаких повреждений я не заметила – по-моему, больше крика.
Кстати, пропагандировать гомосексуализм нельзя, упомянутый вами закон, по-видимому, не имеет смысла… Процент гомосексуалов, по отношению к остальному населению, везде одинаков, несмотря на любую «пропаганду» или ее отсутствие…
Мне все же кажется, что люди приходят в ЛГБТ-движение из-за своих психических расстройств и травм. Возможно, если общество говорит, что это ненормально, человек, который бы пошел туда, станет справляться со своей проблемой иным путем, выберет для себя нормальную семью, а не это извращение. Если же ему говорят, что это нормально – он присоединяется. Все-таки, думаю, что пропаганда существует и способствует расширению ЛГБТ-сообщества, поэтому принимаемый закон я поддерживаю.
В вашем профиле в «Контакте» есть фото с автоматом, ножом ,в боевой стойке. Вы считаете себя женщиной-бойцом или слабой девушкой?
(Смеется) Все-таки бойцом. Я считаю, что женщина может сочетать в себе несколько образов, она может быть бойцом, и в то же время – женственной, доброй, внимательной, милосердной. Одно другому не мешает. Кстати, эти фото я сделала для пропаганды самообороны. У нас нож считается каким-то криминальным предметом. Я его не считаю таковым , и думаю, что его можно носить при себе в целях безопасности.
Каким должен быть спутник жизни «лица воронежского протеста»?
Я думаю, что он должен быть активным, тоже борцом за справедливость… Бесстрашным… И ответственным… мы должны идти к одной общей цели и быть всегда и во всём опорой друг для друга!
Какой бы вы хотели видеть Россию в будущем?
Страной, в которой хочется жить. В которой человек понимал бы ощущал себя как дом, чувствовал себя хозяином, понимал, что от него многое зависит.
А Воронеж?
Городом, который сохраняет родные традиции, помнит о своих предках… Как где-то уже было сказано, «самым русским городом». В позитивном смысле – не только в плане противодействия кому-то, а в плане сохранения русской культуры. Мне очень нравятся мероприятия, направленные на возрождения славянских традиций. Мне кажется, именно это может стать визитной карточкой нашего города.
По возможности стараюсь способствовать облагораживанию Воронежа. Сейчас я сконцентрирована на конструктивной деятельности по преобразованию нашего общества. Это и движение помощи детям "Дорога в жизнь" и экологическая не митинговая деятельность. В апреле планируем сделать большую акцию по уборке лесопарковых зон города. Идея зародилось во время общения с другими общественными активистами на экспедиции "Ангстрем". Оказалось, что у представителей разных движений много общего в плане общественных инициатив, направленных на преображение родного города! Пользуясь случаем, хотела бы пригласить всех, кто готов не только говорить о порядке в городе и стране, но и наводить его, к участию!