— Однажды выбрав его, у меня больше не получалось остановиться. А театр абсолютно разный сейчас, он живой! Приходите в него, и удивляйтесь тому, что видите, чувствуете и проживаете!
— Напутствие тем, кто сейчас учится — делать это ещё усерднее. Никогда не бывает достаточно, за сегодняшний день ты можешь вырасти на две головы выше, если преодолеешь свою лень, безволие, слабость и сможешь поверить в себя, или хотя бы просто выйти и сделать, даже не туда и не так, но сделать. Ошибки делают тебя не хуже, а лучше, — поделилась актриса советом для тех, кто все еще ищет тропинки на своем театральном пути.
Сквозная мысль, которую Лилия хочет донести до зрителя через спектакли, — это мысль о том, что мы все уникальны, нужно не бояться быть самим собой, но нужно стараться найти себя, сомневаться и искать разное. Ну а для тех, кто впервые решился прийти и почувствовать притяжение сцены в зрительном зале, это тезис о том, что театр живой. Театр — не пыльный нафталин, он реагирует на происходящее вокруг, откликается на сегодняшние мысли и чувства людей. Театр может быть близок и понятен всем, и придя, можно удивляться снова и снова.
Борис создал Никитинский театр в 2016 году. Этот театр независимый, его коллектив занимается так называемым альтернативным искусством. Современная драматургия, организация фестиваля независимых театров «ЦЕНТР», Школа драматургии, эксперименты с форматами и жанрами. Такие театры важны для города — они часть гаммы, без которой палитра театрального многообразия была бы менее пестрой и многоликой.
Наш герой театр любит с детства, на сцене с 5 лет. Учился на актерском в Воронежском государственном институте искусств (ранее Воронежская государственная академия искусств — прим. авт.), а сейчас в своем театре и ставит, и играет. Борис поделился своими размышлениями о том, что такое быть актером:
— Природа артиста особая — игровая, детская, непосредственная. И я точно могу сказать, что театр, живое неповторимое искусство — это лучшее, что придумало человечество. Это объединяющая человеческая сила, гуманная и неиссякаемая. Игра, в которой жизни больше, чем в самой жизни.
— Когда ты актер — ты заперт в обувной коробке. Без дырок, как хомяк, только что купленный в магазине. Очень мало где дозволено сделать шаг влево или вправо. Когда ты изучаешь режиссуру, ты понимаешь, что ты не в шарнирах, ты заводишь сами шарниры. На актерский я много куда пыталась поступить. Актеров берут только сразу после школы. Поэтому если тебе 20, то тебя сразу разворачивают, разными словами трактуя высказывание «театр – дело молодых». Там, как со щенками: чем младше, тем лучше. Но правильным я это не считаю. Сейчас учеба на режиссерском для меня — жесткий труд.
Саша подробно поделилась своей историей попадания в «театральную тусовку» и тем, как она определяет для себя концепт театра:
— Любовь к театру мне была привита с малышества, как плановая прививка от столбняка. Моя мама — сценограф — особенным образом и не старалась меня как-то вдохновить, просто один раз привела к себе на работу. Думаю, именно тогда всё началось. Помню, как попала в театр в первый раз, впечатления были ярчайшими, мне понравилось все: начиная с дверей театра, интерьера, заканчивая атмосферой. Люди, которые были там, они казались особенными… Это было не похоже ни на какое другое место, где я могла бывать прежде, я испытала колоссальную радость, в воздухе летало что-то сказочное, чарующее. Я и по сей день формирую своё мнение о том или ином театре именно благодаря этому ощущению сказки, оно служит лакмусовой бумажкой. Случилось это ощущение или нет, эта влюбленность. Потому что театр — это прежде всего эмоции.
Лет с четырех, посещая спектакли, я говорила родителям, что скоро они будут сидеть в зрительном зале и смотреть уже на меня, и так, семимильными шагами, я двигалась к своей цели. Были и школьные спектакли, и студии, и любительские коллективы, ну и долгий, не самый простой путь поступления. Я поступала в театральный институт три года. Все мои друзья давным-давно учились на учителей и юристов, а у меня каждую весну (поступление в театральные вузы начинается именно весной) была одна и та же песня: экзамены, творческие туры, ночи без сна и трясущиеся коленки. Ну, естественно, все вокруг крутили у виска, пытались доказать, что эта игра не стоит свеч, и пора уже выбрать что-то «земное, реальное». Но у меня получилось. И поступить получилось, и «свой» театр найти.
«Свой театр» Саше тоже дался не сразу. При наборе актеров обычно высокая потребность в мужчинах, тогда как раз в театре «Кот», первом воронежском частном театре, девочек особо и не искали. Но звезды сошлись: случился открытый кастинг, прослушивание, на которое раз в год может прийти любой желающий. Сашу утвердили актрисой, и с того момента, как она рассказывает, она «будто попала в семью», в которой так же, как дома, есть быт, совместные планы и даже ремонт.
— Театр — это не только реальное помещение, это место, куда мы приходим вместе помечтать. Это не просто здание, но и некое метафизическое пространство, где мы сливаемся друг с другом по мере работы воображения. Театр предоставляет зрителям такую «безопасную» возможность испытывать бурные чувства и переживать опасные ситуации, находясь в уютных рамках воображения и в успокаивающем присутствии собратьев по радостям и невзгодам (других зрителей), с которыми вы плывете в одной лодке, — закончила свой рассказ Саша.
— Для меня театр, это прежде всего «Новый Театр». Благодатное пространство для творчества, которое изначально создавалось по принципам синергии, сотворчества, в большой любви к театральному искусству и эксперименту.
Театр — это возможность поговорить со зрителем о сокровенном, на очень эстетичном, образном, чувственном и эмоциональном языке. Когда создаешь спектакль или выходишь на сцену, всегда хочется, чтобы зритель из зала вышел немного другим — чуточку счастливее, мудрее. Может быть, нашел ответ на свой вопрос. Ну или просто наполнился красотой и получил удовольствие.
Самым правильным спонтанным решением в своей жизни Мария считает поступление в Воронежский государственный институт искусств буквально за месяц до вступительных экзаменов. Актерскую профессию девушка никогда всерьез не рассматривала, ведь в семье творческих людей не было, но предпосылки к становлению артистом были налицо с самого детства. Выпустившись с театрального факультета, актриса отправилась работать в Театр для детей и молодежи в Рязани, но поняла, что хочется эксперимента, «сотворчества», хочется создавать уже своё. Поиски «своего» привели обратно в Воронеж, куда пригласили работать постановщиком пластики и актрисой в проект, основанный на документальных текстах о Великой Отечественной войне. Проект получил название «Я есть!». В 2015 году состоялась премьера этого спектакля, который положил начало «Новому Театру». С тех пор Мария продолжает работать над его проектами.
Фото – архивы 36on.ru, Лилии Юниковой и Александры Руденко.
Автор: Алиса Силенок