Воронеж вошёл в топ городов-любителей кофе

Воронежский «Буран» уступил самарскому ЦСК ВВС со счетом 0:1

Подозреваемый в развращении ученицы физрук позвал школьницу замуж в Воронеже
 

В воронежском райцентре планируют построить бассейн за 365 млн рублей

СКР займется расследованием падения обломков БПЛА на воронежанку

Труп хозяйки и мумия на балконе. В Воронеже из жуткой квартиры спасли двух истощённых котов

Рейд на мигрантов-уклонистов на рынке в Воронеже сняли на видео

В Воронежской области продолжается строительство нового участка трассы Р-22 «Каспий», который включает объезд Борисоглебска и охватывает километры с 444-го по 459-й. Ориентировочный срок окончания работ был назван заместителем председателя правительства, Маратом Хуснуллиным

Активист Анна Левченко рассказала тревожную историю в сообществе «Сдай педофила». По ее словам, подробности поведала подруга девочки своей старшей сестре.
 

Сегодня стоит стать излишне скрупулезным и рациональным, тогда все задуманные дела реализуются ожидаемым образом. А вот беспечность может стать фатальной ошибкой

Огурцы резко подорожали в последнюю неделю осени в Воронежской области

Никто не захотел реставрировать парк дворцового комплекса Ольденбургских

Фейковое видео с обращением губернатора распространили в Воронежской области

Владелец воронежской сети «Русский Аппетит» Андрей Прытыкин останется в СИЗО до 4 февраля

Стекло на пирамиде у памятника Славы в Воронеже заменили спустя полгода

Власти рассказали о состоянии раненой при атаке БПЛА на Воронежскую область женщины

Сегодня вполне можно ухватить удачу за хвост, однако есть вероятность и крупно проиграть, так что следует быть настороже.

Валерий Войнов ждет от прокуратуры Воронежской области работы без «бравурных докладов»

Главную новогоднюю ель начали устанавливать в Воронеже

Диски с автографом Юрия Шатунова продают в Воронеже за 500 тысяч рублей

Воронежцам рассказали график работы катка на Адмиралтейской площади

Воронежцы стали заложниками огромной очереди в поликлинику №4

Автоледи скончалась после лобового столкновения на воронежской трассе: пострадали двое детей и двое взрослых

В Воронеже устранили крупную аварию на водопроводе на улице Лидии Рябцевой

Сегодня лучше всячески избегать всех негативных новостей. Старайтесь сознательно ограждать себя от всего, что не улучшит вашего настроения

Воронежцев предупредили о тумане и гололеде 3 декабря

В Воронежской области на установку понтонного моста направят 146 млн рублей

Шестеро подростков без вести пропали за неделю в Воронежской области

Обновленный воронежский цирк могут ввести в эксплуатацию во II квартале 2026-го

На остановках и в парках Воронежа появятся светящиеся мусорные урны

Интервью

Психолог Анна Тихомирова: «Чтение – это удовольствие, а не какая-то обязанность»

some alt text
Что дают детям книги? Почему не стоит возводить чтение в культ? Что не так со школьной программой по литературе? Какие книги могут больше понравится подросткам? Об этом мы поговорили с книжный психологом, создателем детского книжного автобуса «Бампер» Анной Тихомировой после ее лекции, прошедшей в Воронеже на фестивале «Читай-болтай» в конце мая.
 

- Как с точки зрения психологии книги влияют на развитие ребенка?

- Очень широкий вопрос. Тут интереснее сказать, почему они вообще влияют. Для развития ребенка нужен материал — кирпичи, из которых и строится личность. Человек в процессе взросления должен каким-то образом воспринимать окружающий мир, получать из него информацию и перерабатывать — что-то оставлять себе, что-то отвергать. Из этого материала и строится его собственное отношение к миру, собственная система ценностей, смыслов, выборов.

И это формирование личности зависит от того, насколько богатая среда окружает человека. Книга — огромная часть этой среды, потому что она вызывает переживания, дает опыт, внутреннюю идентификацию. Когда ребенок идентифицирует себя с героем, он как бы проживает вместе с ним происходящие в книге события, и этот внутренний опыт можно использовать в строительстве своей личности.

- А могут ли игры, фильмы или контент, который сейчас есть в сети, заменить опыт от прочтения книги? 

- Ну, заменить, конечно, нет, потому что это разный опыт, но обогатить вполне себе могут. Я не считаю, что переживания по поводу фильма или переживания, которые ребенок испытывает играя, в том числе в компьютерные игры, не ценные и не важные. Они просто другие.

Читая книгу, человек достраивает свой образ, визуализирует текст. Происходит огромная внутренняя работа — мозг продуцирует, происходит активный процесс формирования образа. А фильм — это совершенно другая история, там как раз этот образ есть, но за счет яркости он попадает глубже, и переживание может быть более захватывающим. В игре человек управляет процессом, в отличие от книги или фильма, он делает что-то, что-то меняет и получает опыт управления, опыт достижений, выигрышей, проигрышей, и это тоже важный опыт. 
 

- Многие не любят литературу, особенно подростки, часто из-за того, что в школе их заставляют читать. А какой подход, на ваш взгляд, помог бы ребенку самому захотеть читать?

- Могут быть разные правильные подходы. Я могу сказать, что мне кажется важным и могло бы помочь ребенку и родителю.

Во-первых, понимание, что чтение — это удовольствие, а не какая-то обязанность. И пока малышу читают вслух — это для него радость. А потом ребенок научился читать, и все — это превращается из удовольствия в нудную работу. Читать пока трудно, никакого удовольствия, но надо: одну, две, три страницы в день. Наступает момент отторжения. И дальше литература становится требованием, которое никак не ложится на внутреннюю потребность ребенка. Более того, школьная программа вообще поперек этих потребностей. 

У человека развивающегося есть разные периоды жизни, разные потребности, разные задачи развития. Например, в начальной школе учишься познавать мир, а в подростковом возрасте осваиваешь навык общения. И литература должна ложиться на эти потребности, а школьная не ложится. Как читать те книжки, которые нужно по программе, если они не соответствуют психологическому развитию человека? Удовольствия никак не получишь. 

И еще одна мысль. Все родители хотят, чтобы ребенок читал, им кажется, что если он читает, то все в порядке. Но сами родители, как правило, уже все прочитали, и если в доме чтение не является обычным процессом, если мама или папа вечером не сидят с книжкой, то ребенок тоже не будет. То есть, для ребенка чтение либо является атрибутом мира взрослых, либо не является. Я, конечно, понимаю, что могут быть исключения, но в целом чтение должно быть частью жизни семьи. Но при этом культа чтения быть не должно.

Я спрашиваю детей на своих занятиях: «Зачем люди читают?». Они в последнюю очередь говорят, что для удовольствия, ответы разные: чтобы был словарный запас, чтобы быть грамотным, чтобы узнать что-то новое, но не для удовольствия. Конечно, круто читать и приобщаться к огромному культурному миру. Это здорово, но не является единственным путем. Происходит такая демонизация чтения: когда читает — хорошо, не читает — все, пропал человек. Это неправильно.

- А каких книг не хватает в школьной программе, которые были бы интересны подросткам?

- Во-первых, сильное упущение, что в школьной программе нет современной подростковой литературы. Подростку крайне важно читать про близких себе людей, живущих в понятном мире, а не Тургенева или Толстого, например. Это вообще не про них. Нужно, чтобы была идентификация, чтобы книжка цепляла, чтобы ребенок думал, как он сам поступил бы на месте героя. Это самая важная зацепка литературы, которой школьная программа подростка лишает. Понятно, что современные авторы есть разные — более глубокие, менее глубокие. Мне нравится Ульф Старк, я считаю, что такие книги должны быть обязательным элементом школьной программы. Автор хорошо раскрывает сложности подростковой жизни. Все, что происходит в книгах, идеально ложится на потребности ребенка. А этого писателя вообще никто не знает и не читает. 

Я вообще фанат подростковой скандинавской литературы, она мне нравится именно честностью, открытостью, аутентичностью действительно подростковым переживаниям. У подростков есть шанс ее прочитать, только если вдруг родитель задался целью разобраться в современной литературе. Но это приходит никак не из школы, к сожалению.

У нас есть прекрасные авторы, например, Нина Дашевская, удивительной глубины писательница, тоже раскрывает тонкости подростковых переживаний. Это суперважно прочитать ребенку. Помочь осознать себя, понять, как он устроен сам, с помощью книжки. Очень жаль, что такого в школьной программе нет.

- А что лично вам помогало в подростковом возрасте?

- Я много чего читала, но есть несколько книжек, которые оставили след в моем развитии. Я была фанаткой Фриды Вигдоровой. У нее есть разного типа книжки: есть про беспризорников и про ученика Макаренко, а есть просто хорошая художественного уровня романистика, прямо про жизнь, про то, как она выстраивается от подросткового до зрелого возраста. Мне очень нравилось читать про эти переживания, и для меня это была глубокая литература, которая оставила свой след. Я всю жизнь занималась трудными подростками, мне кажется Вигдорова на меня точно как-то повлияла.

Кстати, то, что мне нравилось читать в подростковом возрасте, моим младшим детям не нравится. Старшая дочь как-то разделяет мои читательские интересы, а вот младшие дети никак вообще. И это тоже родительская трагедия. Хочется поделиться важным для себя, а они другие.
 
Беседовала Екатерина Голомысова