Новохоперские месторождения около сел Ёлка и Елань-Колено открыты еще в советские годы. Месторождения не разрабатывались, поскольку имелись богатые залежи на Таймыре, обеспечивавшие и страну и экспортные поставки. Но по прогнозам специалистов в ближайшее время положение изменится.
Председатель общественного совета по контролю над освоением месторождений, член-корреспондент РАН Николай Чернышов считает: "В Норильске добычу свернут в 2015-2017 годах, потому что богатые руды окажутся "выбраны", а работать с породой, где содержание никеля низкое, при нашем уровне технологий слишком дорого". Поэтому горно-обогатительный комбинат в Воронежской области должен начать свою работу.
Тендер на разработку Воронежского месторождения выиграла Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). Сегодня компания занимается поисково-оценочными работами и технико-экономическим обоснованием разработки. Если выяснят, что разработка рентабельна, то будет выполнена комплексная экологическая оценка проекта, после планируется возвести шахту и ГОК. В этом случае строительство горно-обогатительного комбината закончится в 2022 году с достижением проектной мощность к 2027 году.
"На ГОКе осуществляется только подземная добыча руды и ее обогащение с использованием процессов механической переработки, при которой выделяется медно-никелевый концентрат, содержащий также металлы платиновой группы, золото и серебро, - подчеркивает профессор кафедры обогащения руд цветных и редких металлов Московского государственного института стали и сплавов Эдуард Адамов. - Эти концентраты затем будут направляться на Урал для переработки на существующих металлургических предприятиях с получением уже чистых металлов".
Экономическую выгоду проекта для Воронежской области подтверждают конкретные цифры:
-
2500 рабочих мест с ежегодным фондом на заработную плату до 1,5 млрд рублей,
-
2,5 млрд рублей дополнительных поступлений в бюджет.
Кроме цифер стоит отметить такие преимущества как реализация жилищных, социальных и других программы в Воронежской области, увеличение спроса на продукцию агропромышленной сферы, развитие смежных областей экономики.
Одним из значительных факторов поддержки проекта федеральными и региональными властями является стратегическая важность такого металла как никель. Никель применяется практически во всех сферах, в ключая космические разработки.
Главный недостаток проекта: вероятный риск для экологии. Однако комплексное экологическое обследование проекта еще не закончено. Другими словами, никто не владеет информацией, насколько будущий ГОК окажется вреден для здоровья местного населения, экологического состояния реки Хопер и Хоперского государственного заповедника.
Все предварительные исследования подтверждают, что проект не будет опесен для окружающей среды. Дело в том, что подземная добыча руды и ее первичная переработка - в принципе не оказывает серьезного влияния на экологию. К тому же масштабы производства не колоссальные: комбинат будет занимать не больше 500 га территории, что составляет 0,03% от площади пахотных земель одного Новохоперского района. В зону работы ГОКа может попасть не больше 500 метров по периметру, а до границы Хоперского государственного заповедника будет расстояние в 15 км.
По поводу воды, эксперты отмечают, что никель в данном месторождении залегает весьма глубоко - ниже 245 метров. Это значит, что все 6 водоносных слоев, которые питают реку Хопер, будут пройдены при прокладке шахтных стволов. А вода, забираемая для работы ГОКа, будет очищаться и вновь подаваться в работу по замкнутому кругу.
"В России ГОКов огромное количество, - напоминает Эдуард Адамов. - Многие из них могут служить примером рационального природопользования, охраны окружающей среды и занятости населения в эксплуатации горных и обогатительных предприятий", - говорит ученый.
Кроме того, по заявлению УГМК, на Воронежском ГОКе будет установлено новейшее оборудование, а экологические санкции в России настолько строгие, что выгоднее соблюдать требования, чем платить гигантские штрафы.
В то же время, ни доводы производственников, ни аргументы экспертов не убеждают экологических активистов, бурная деятельность которых иногда, кажется, достойна лучшего применения. Так, отмечено, что представители международных и местных экологических организаций, проводя акции по "защите реки Хопер" как в Новохоперске и Воронеже, так и в столице России и за границей, в отличие от горняков, апеллируют чаще не к фактам и научным исследованиям, а к эмоциям. И эмоции эти чаще попадают в сферу политическую, а не экологическую.
Как заметили воронежские журналисты и блогеры, в акциях "Защитим Хопер!", также как и в политических акциях протеста, все время принимают участие одни и те же личности. Среди них имеются, естественно, "эксперты", имеющие некоторое отношение к экологии, однако немало просто оппозиционно и радикально настроенных политических деятелей, а, вроме того, совсем случайных людей, которые не совсем разобрались в вопросе и протестуют, скажем, "против строительства никелевого завода", хотя речь ведется, между прочим, только о горно-обогатительном комбинате.
Любопытное наблюдение сделали воронежские журналисты и по поводу представительства экологических организаций. Появились сведения, что деньги на проведение некоторых протестных акций, например, на распространение "антиникелевых" брошюр, перевел один из иностранных фондов. Эти и прочие факты, если соединить их, например, с местом работы некоторых "зеленых" активистов, вполне позволяют применить новый закон об НКО и использованный в нем термин "иностранный агент".
Хотя суть не в терминах и дефинициях. В СМИ появлялись сведения о том, что даже к представителям авторитетных экологических организаций время от времени возникают вопросы по факту заказного характера их действий, то есть мероприятий в интересах коммерческих структур. Отсюда и обоснованные вопросы к местным протестующим. В издания их давно уже называют "псведоэкологами" и "политэкологами".
"Есть такая прибыльная наука - "псевдоэкология", - пишет один известный воронежский блогер. - По сути, это большое сообщество наемных экологов, обслуживающих интересы заказчиков... Естественно, за свою работу псевдоэкологи получают превосходные деньги... Изучите внимательнее тему. И вы поймете, что добыча безопасна, а люди, которые против, даже и не живут в Воронежской области, а так, работают на заказчика".
Самое негативное в данном случае то, что когда вещают с импровизированных трибун митингов, здравый смысл часто отсутствует. А взвешенная и аргументированная дискуссия между горняками, властью и представителями общественности действительно нужна. Тем временем, местные жители, кажется, давно это осознали: вместо заявленных организаторами 3- тыс. участников на последнем воронежском митинге с трудом набралось 300 человек. Будем надеяться, что диалог по Хопру все-таки перейдет в конструктивное русло.