Сохраняя спокойствие
Областная Дума утвердила региональный бюджет и приняла закон о митингах
На состоявшемся в минувшую среду заседании областной Думы депутаты приняли в первом чтении бюджет региона на 2013-й и плановый период 2014 и 2015 годов. Основные параметры казны выглядят следующим образом. Доходная часть - 61 млрд 522 млн рублей, из них более 11 миллиардов выпадает на долю так называемых безвозмездных поступлений, то есть денег, поставляемых федеральным центром. Расходная часть - 66 млрд 687 млн рублей. Таким образом, дефицит планируется весьма приличный - в 5 млрд 165 млн рублей.
Казенная часть
Проект депутатами в первом чтении принят. Не единодушно: 40 голосов «за» при 4 «против». Четверка представлена членами фракции КПРФ. Впрочем, претензии по «казенной» части у коммунистов появились несколько ранее, 28 ноября -- еще при «нулевом» чтении. В частности, они касались отмены налоговых льгот в отношении целого ряда социально значимых предприятий и учреждений. В том числе финансируемых из самого же облбюджета. Ситуация и впрямь странная: при внесении поправки к закону о налоге на имущество казна получит плюсом 240 миллионов, но минусом 650 миллионов в виде уплаты налога на имущество организаций. И ничего, оказывается, с этим дисбалансом поделать нельзя. Таковы требования Минфина. А тот суров не менее закона. Даже вопреки элементарной разумности.
Другая закавыка: необходимость жить в кредит. Предлагаемые предельные объемы госдолга региона могут привести неподготовленного человека в состояние шока. Ограничимся пределами верхними (они ниже предельных на 2,5 -- 3 млрд): на 1 января 2014 года -- 16 млрд 774 млн рублей, на 1 января 2015-го -- на 170 миллионов меньше, еще через год -- уменьшение почти на 750 миллионов. Долг, однако, требуется обслуживать. На три ближайших года объем расходов на обслуживание тянет на 1,5 миллиарда с длинным хвостиком.
Председатель областной Думы Владимир Ключников тем не менее не видит в такой величине долга Воронежской области ничего фатального и смотрит в будущее с оптимизмом: «Долгое время мы проводили жесткую бюджетную политику, избегая бюджетного дефицита -- и это негативно сказывалось на темпах экономического развития области. С приходом на пост губернатора Алексея Гордеева ситуация поменялась, и результат не заставил себя ждать: основные показатели экономического развития в области выше, чем в целом по России». В чем логика? Заемные средства дают возможность реализовать ряд инвестиционных проектов. Инвестпроекты в свою очередь отзовутся новыми рабочими местами и приращением казны налогами. Так что об эффективности экономической политики свидетельствует не отсутствие долгов, а способность их вовремя гасить и реальная отдача для реального сектора и социальной сферы от заемных денег.
Что касается муниципалитетов, то объемы межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций из губернского центра) на все три года расписаны в абсолютно равнозначных суммах. Кроме объема субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения. Тут явное и резкое снижение: на 2013 год -- 82 млн 384,8 тыс. рублей; на 2014-й -- более чем впятеро меньше (16 млн); на 2015-й -- менее 14,5 млн рублей.
Что еще следует отметить? 77% бюджета-2013 составят расходы на социальные нужды. Депутаты, в частности, одобрили закон «Об установлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет». Речь идет о том, что семьи, в которых после 1 января 2013 года родится третий или последующий ребенок, будут получать материальную помощь в размере прожиточного минимума ребенка. Этот минимум устанавливается правительством Воронежской области раз в квартал, а по итогам III квартала 2012 года он составил 5631 рубль. Денежные выплаты семьи будут получать до достижения третьим или последующими детьми возраста трех лет. И еще одна деталь: право на помощь от государства получат многодетные семьи, имеющие среднедушевой доход ниже величины среднедушевого дохода по Воронежской области.
Во втором чтении бюджет намечено принять 11 декабря. Вряд ли за две недели проект претерпит заметные изменения. Подавляющее большинство депутатов -- уже «за». Однако расти или уменьшаться он все равно будет -- уже в течение следующего финансового года. Исходя из того, насколько благосклонен к нам окажется бюджет федеральный. Ведь планируемая доля средств «из Москвы» равна у нас 18%.
Показали место
Утверждать, что наши палестины захлестнула протестная волна, будет большим преувеличением. Но есть пока отдельные личности и даже группы лиц, норовящие выражать свой протест публично, напоказ. Часть таких активистов кучковалась перед зданием парламентского центра. Не иначе как в попытках морально надавить на депутатов. Пикетчикам пришелся не по вкусу законопроект «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий». В частности, их недовольство вызвала статья 2 проекта. В ней всего два предложения. «В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, настоящей статьей определяются места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские, физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, спортивные, развлекательные, просветительские центры (во время проведения в них культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий); тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам».
Специально отведенные для митингов, пикетов, шествий и демонстраций площадки еще только предстоит определить. Полномочный представитель губернатора в областной Думе Валерий Карташов рассказал, что при разработке закона, в котором учтены появившиеся в нынешнем году федеральные нормы, были проведены консультации с Общественной палатой, региональным уполномоченным по правам человека и другими заинтересованными сторонами. «Я далек от мысли, что наш закон идеален. Но мы должны найти баланс между желанием отдельных граждан получить безграничную свободу и обязанностью общества и государства защитить граждан, которых затрагивают публичные мероприятия», -- заявил чиновник.
Спикер Владимир Ключников поддержал эту точку зрения. «Зачастую публичные мероприятия создают проблемы нашим гражданам, которые не принимают в них участия. И мы получаем множество нареканий в дни массовых акций», -- сказал председатель. В качестве примера он привел недавнее шествие, приуроченное к 7 ноября, когда из-за перекрытия проспекта Революции город встал в пробках. В то же время председатель Думы признал, что закон должен стать результатом консенсуса различных общественных сил. «Мы будем работать над поправками, но на первом месте для нас останется спокойствие граждан», -- подчеркнул Владимир Ключников. Законопроект депутаты приняли в первом чтении, поправки к нему будут приниматься до 5 декабря.
Облдума также ужесточила штрафы за несоблюдение требований к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. «Разъяснительные меры мало помогают в отношении тех, кто наплевательски относится к охране окружающей среды. Одними уговорами проблему уборки мусора решить нельзя», -- считает спикер. Для граждан штрафы теперь составят от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц -- от 10 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц -- от 50 до 200 тысяч рублей. Ранее суммы наказаний были в разы меньше: от 100 до 500 рублей, от 1000 до 2000 рублей и от 3 до 15 тыс. рублей соответственно.
Патент на выбор
Депутаты областной Думы одобрили введение в регионе патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Согласно Налоговому кодексу РФ с 1 января 2013 года в регионах, принявших соответствующие законы, ИП могут добровольно перейти на новую систему уплаты налогов: 6% от потенциально возможного к получению годового дохода по одному из 47 патентуемых видов предпринимательской деятельности.
Максимальный размер такого дохода устанавливается региональным законодательством в определенных на уровне федерации пределах. Самым маленьким -- 100 тысяч рублей -- согласно новому Закону «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Воронежской области», оказался доход от сдачи в аренду жилых помещений, дач до 59 кв. м, нежилых помещений до 25 кв. м, а также земельных участков (за один обособленный объект). А самым большим (10 млн рублей) -- от сдачи в аренду нежилых помещений площадью более 500 кв. м. К 2018 году патентная система налогообложения должна сменить в России единый налог на вмененный доход.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".