В каком городе лучше всего открывать торговый центр? На этот вопрос попытались ответить эксперты компаний Experian и Jones Lang LaSalle. Они составили рейтинг торговых центров европейских городов по соотношению потребительских расходов и максимальных арендных ставок. Однозначного вывода о том, какой из городов является раем для торговли, сделать нельзя, но можно попытаться найти оптимальное соотношение цена - предполагаемый доход. Рейтинг создан для инвесторов, девелоперов и торговых операторов, чтобы помочь им выбрать города с наилучшими перспективами развития торговли в Европе.
Больше всего люди тратят деньги в Лондоне, Париже и Риме. Потребительские расходы в этих городах составляют 6,174 млрд, 5,879 млрд и 5,762 млрд евро соответственно. Казалось бы, именно здесь выгоднее всего начинать розничный бизнес. Однако не все так просто, потому в этих городах высокие ставки аренды (6,44 тыс. и 7,5 тыс., 6,5 тыс. евро за метр в год).
Данные рейтинга развеивают стереотип о том, что Великобритания является очень дорогим рынком для арендаторов. "За пределами Лондона максимальные ставки аренды для стрит-ритейла вполне сравнимы со ставками в других европейских городах, и на данный момент цены в Великобритании в целом ниже, чем обычно относительно других европейских городов из-за слабости местной валюты", - поясняют аналитики.
Рим находится на третьем месте по потребительским расходам и опережает Милан благодаря своему значению в качестве туристического центра Италии и невысокому уровню конкуренции в центре города. При этом в обоих городах ставки аренды на самые лучшие площади иногда достигают уровней Лондона и Парижа, хотя средние ставки аренды значительно ниже. При этом ставки в Милане - 6,8 тыс. евро за метр в год при том, что по уровню потребительских расходов он находится всего лишь на 10-м месте (4,065 млрд евро).
Москва оказалось в первой десятке рейтинга единственным городом Центральной и Восточной Европы. Уровень потребительских расходов здесь составляет 4,057 млрд евро при ставке в 2,9 тыс. евро за метр в год.
Вообще же города Центральной и Восточной Европы занимают всего 10% первых 50 мест в рейтинге, показывая, что, несмотря на бурный рост торговли за последние несколько лет, они не могут похвастаться таким же качеством и количеством торговых площадей, как в Западной Европе.
Различия в потребительских расходах на душу населения также стали фактором того, что так мало городов Центральной и Восточной Европы попали в список первых 50. Тем не менее, Прага, Стамбул и Будапешт заняли высокие позиции благодаря высокому качеству торговых площадей в центральных районах этих городов.
Города, занимающие позиции ниже 25-й, мало, чем друг от друга отличаются. В Варшаве (52 место) и Санкт-Петербурге (65 место) показатели потребительских расходов сопоставимы с городами, занявшими более высокие места в рейтинге: такими, как Антверпен (50 место) и Бордо (46 место). Эти города не попадают в список первых 50 из-за более низкого предложения торговых площадей в центре города и повышенной конкуренции со стороны торговых центров на их окраинах.
Так что, судя по рейтингу, если у ритейлера есть средства, чтобы оплатить высокую аренду в Лондоне, лучше открыть торговый центр именно там - соотношение между тратами потребителей и арендной ставкой очень неплохое. Ведь, к примеру, в Риме тратят меньше, а аренда стоит дороже. Очень неплохо открыть магазин и в Мадриде - покупатели тратят 5,377 млрд евро, а аренда - всего 2,64 тыс. евро за метр в год.
Источник: interfax.ru, 19 июня