|
«Из-за кризиса отказы поступают каждый день», – говорит владелец одного из отелей в фешенебельном Санкт-Морице. Впрочем, американцы и британцы также этой зимой не рвутся в Альпы.
Зима – лучшее время года для отелей в Санкт-Морице. Обычно от желающих занять апартаменты по 5 тысяч евро за ночь нет отбоя. Это типичная ситуация для этих альпийских мест, где каждая четвертая гостиница отмечена пятью звездами.
На последнее православное Рождество некоторые гостиницы на этом курорте на 80% были заполнены русскими туристами. Но грядущие праздники могут пройти гораздо скромнее обычного.
«Отказы из России мы получаем теперь каждый день, и почти всегда в качестве причины указывают финансовый кризис», – заявил Кристофер Кокс, директор отеля Carlton, подчеркнув, впрочем, что на бронь сьютов всегда находятся новые желающие. Кроме того, он убежден, что в рождественские праздники гости потратят на еду и напитки гораздо меньше, чем, например, в прошлом году. «В этом году, наверное, не будет гостей, которые к двум пиццам заказывают вино за 8 тысяч франков», – посетовал Кокс.
Германский журнал Manager в связи с этим привел результаты недавнего исследования Союза итальянских производителей. По этим данным, самые богатые в кризисные времена начинают скупиться первыми.
Между тем на курорте Санкт-Мориц в прошлом году гости из России были третьей по численности туристической группой. Они здесь считаются одними из самых щедрых. Подсчитано, что в день в Швейцарии каждый приезжий россиянин тратит примерно 247 евро. Это почти в два раза больше того, что готов отдать типичный гость из Европы.
На курорте Церматт россиян вообще называют «новыми царями». Швейцарская пресса в прошлом году охотно рассказывала о новой услуге «специально для русских»: можно было прокатиться на лыжах стоимостью в 40 тысяч евро, украшенных бриллиантами.
«Потребительский климат в последние месяцы сильно ухудшился, – говорится в статье Manager. – После майского взлета российские ценные бумаги из-за падения цен на нефть и нестабильности на мировых рынках потеряли до трех четвертей своей цены».
О возможном уменьшении «русского десанта» в Альпах европейская пресса пишет со смешанными чувствами. «У русского туризма есть и непростая сторона, о которой хозяева гостиниц говорят не очень охотно, – отмечают немецкие журналисты. – Европейские аристократы и представители бизнес-династий все чаще избегали бывать на своих любимых курортах во время особенного наплыва приезжих из России».
Напомним, в прошлом году разразился международный скандал в связи с намерением ввести квоту для гостей из России на австрийском курорте Кицбюль. Тогда местное бюро по туризму в неофициальном письме порекомендовало владельцам гостиниц ограничить число российских гостей до 10%. Основанием для этого стали заметный прирост туристов из России и их «не всегда скромное» поведение.
Впрочем, нынешней зимой в Альпах ожидается и заметно меньше американцев и британцев, которые в прежние годы отдыхали в этих местах даже охотнее россиян. Причины те же – кризис и страх рецессии. По словам Дитера Богнера, одного из членов швейцарского гостиничного союза, не слишком радужные перспективы ожидают и другие альпийские отели класса «люкс».
«В кризисные времена люди всегда охотней остаются дома. Есть шанс, что сами швейцарцы заново откроют свою страну», – успокаивает себя он.