|
В распоряжении "Ъ" оказался приказ ФСФР от 7 октября N 08-39/ПЗ-Н "О внесении изменений в Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг". 7 ноября документ был зарегистрирован Минюстом. После его опубликования участники рынка должны будут предоставлять полные данные о структуре своей собственности: информацию о лицах, "которые прямо или косвенно владеют 5% и более уставного капитала". Данные должны быть предоставлены не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом. Под действие нового приказа ФСФР подпадают все без исключения компании, имеющие лицензии регулятора.
В соответствии с Порядком лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг ФСФР осуществляет лицензирование брокерской, дилерской, депозитарной и клиринговой деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи. Такие лицензии получают управляющие компании, банки, инвесткомпании, биржи, регистраторы, клиринговые организации.
В документе отмечается, что "информация об указанном лице или группе лиц (собственников компаний.— "Ъ") считается раскрытой, если таким лицом является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо, юридическое лицо, раскрывающее информацию в соответствии со ст. 30 закона "О рынке ценных бумаг" (по сути, публичные компании.— "Ъ"), или некоммерческая организация (за исключением некоммерческого партнерства), а также имеющие аналогичный статус иностранные лица".
По словам руководителя ФСФР Владимира Миловидова, сейчас "происходит регулирование мифических долей каких-то мифических участников". "Регулировать прозрачную схему собственности проще, чем создавать ограничения,— пояснил "Ъ" глава ФСФР.— Если какая-то брокерская компания принадлежит зарубежной структуре, которая не раскрывает структуру своих аффилированных лиц, она все равно должна будет раскрыть структуру своих конечных собственников".
Попытки регулятора заставить финансовые структуры раскрывать конечных собственников предпринимались давно: большинство крупнейших российских профучастников зарегистрированы в офшорах. Однако прямых запретов регуляторы не устанавливали.
"Раньше официально заставить компании раскрывать собственников было очень сложно: это вызвало бы противостояния между регулятором и участниками рынка,— уверен председатель правления МДМ-банка экс-глава ФСФР Олег Вьюгин,— сейчас финансовые институты ослаблены и не будут сопротивляться: они всеми силами борются за выживание в условиях кризиса". По его мнению, раскрытие конечных собственников брокерских компаний может способствовать разрешению проблемы торговли через офшоры и стимулировать проведение операций на внутреннем рынке. Именно такую цель и преследует нынешнее руководство ФСФР. "Существование в серой зоне — это отсутствие защиты от нарушений прав инвесторов,— полагает господин Миловидов.— Сокрытие конечных бенефициаров порождает возможность нарушать закон".
Некоторые участники рынка заявляют свою готовность соблюдать требования ФСФР. "Мы всегда выполняли все нормы ФСФР и планируем это делать и в дальнейшем",— заявил представитель "Ренессанс Групп" Алексей Карахан. В "Тройке Диалог" от комментариев отказались.
Эксперты не исключают, что участники рынка будут искать все возможные способы уклонения от соблюдения требований регулятора. "Если кто-то не захочет раскрывать информацию, он найдет способы это сделать",— полагает партнер юридической компании "Линия права" Андрей Новаковский. Участники рынка будут активнее использовать институты номинальных собственников, фонды, трасты. "Номинальным и реальным владельцем компании могут в действительности оказаться разные лица",— поясняет директор московского офиса консалтинговой компании Tax Consulting U.K Эдуард Савуляк. Ведь, включив в приказ возможность раскрывать в качестве конечного собственника некоммерческую организацию, ФСФР допускает вариант, когда акционером может выступить зарубежный фонд или траст. "Это дает возможности для обхода новых требований, например, если фонд признается некоммерческой организацией",— поясняет Андрей Новаковский.
"Кроме того, ФСФР не установила ответственность за непредоставление информации,— добавляет господин Савуляк,— и это может стать одним из факторов уклонения от закона". Впрочем, регулятор не исключает, что наказания за нарушения будут разработаны позже. "Поскольку изменения вносятся в лицензионные требования, теоретически за нарушения возможен отзыв лицензий",— отмечает господин Миловидов.
Однако дисциплинирующим фактором для профучастников может стать кризис: сейчас участники готовы на любые нововведения ради возможной помощи со стороны государства. "В 2004 году российские банки раскрыли информацию о бенефициарах для того, чтобы попасть в систему страхования вкладов,— отмечает партнер Baker & McKenzie Михаил Турецкий.— Сейчас стимулом к раскрытию информации будет желание получить доступ к рефинансированию в ЦБ или иным мерам государственной поддержки".