Региональные власти активно подключились к разрешению конфликта мэрии с очередным, уже третьим по счету арбитражным управляющим МУП «Воронежгорэлектротранс» Андреем Воробьевым. Позавчера они обратились в облпрокуратуру и главное управление МВД по региону с рекомендацией провести проверку его деятельности. Воробьев считает, что МУП лишен имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, и пытается через суд взыскать с городских властей убытки на сумму почти 1 млрд рублей.
В истории банкротства МУП «Воронежгорэлектротранс», которая продолжается с 2004 года, было, кажется, все - и горечь поражения, и боль утраты. Разгорались даже потешные страсти, когда, например, один из арбитражных управляющих МУПа Вячеслав Рябцев ложился на трамвайные рельсы на улице 20 лет Октября, чтобы не допустить их демонтажа. Были и увод муниципального имущества - как говорится, задарма (в ходе торгов), и его частичный возврат - по ценам выше рыночных.
Главным кредитором «Горэлектротранса» (97%, 226 млн рублей) является управление Федеральной налоговой службы, а впервые тема иска почти в 1 млрд рублей прозвучала на еженедельном совещании в облправительстве в начале апреля. 29 мая чиновники решили к ней вернуться, собрав заседание координационного совета области по финансовому оздоровлению и предупреждению банкротства социально значимых предприятий. Его провел вице-губернатор Александр Гусев.
Как заявил Никита Шипулин, руководитель управления по работе с МУПами и автономными учреждениями горадминистрации, есть целый комплекс причин, почему банкротство предприятия затянулось на восемь лет, - начиная с чехарды со сменой арбитражных управляющих и допущенных ими нарушений и заканчивая несогласованностью их позиций с мэрией. Впрочем, такое уж оно заколдованное предприятие, что, видимо, не оторвать от соски. Все банкротят и банкротят наподобие «Водоканала». Нынешний, уже третий по счету арбитражный управляющий МУПа Андрей Воробьев ни в какую ни идет на диалог с органами власти. Более того, через суд добивается от муниципальных властей компенсации убытков за демонтированные рельсы под пятью бывшими трамвайными маршрутами.
Фабула конфликта такова. Воробьев полагает, что рельсы и контактные сети, будучи, очевидно, муниципальными, находятся в хозведении МУПа. А значит, он имеет законное право их продать, чтобы рассчитаться с ФНС. По данным Шипулина, с мая 2011 по январь 2012 года проводились торги по продаже контактной сети троллейбусных маршрутов № 1, 3, 4, 5, 7, 11, 14 с начальной ценой продажи 172 млн рублей, но впоследствии они были признаны несостоявшимися. Администрация, в свою очередь, уверена, что право хозведения на спорное имущество у МУПа не возникло. Несмотря на наличие необходимого договора «Горэлектротранса» с мэрией от 14 мая 1996 года, передача контактных сетей и рельсов не была оформлена должным образом. Так что на стороне администрации Сергея Колиуха - разгильдяйство его предшественников. Редкий, надо сказать, в наших краях случай. Уверенность юристов мэрии в том, что рельсы и контактные сети МУПу не передавались, зиждется на решении Советского райсуда от 23 февраля 2009 года. Его правоту подтвердила судебная коллегия по гражданским делам облсуда.
Обстоятельства, установленные решением Советского райсуда, в частности, были учтены арбитражем при рассмотрении заявления мэрии о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам дела по иску ООО «Энергетик» о признании незаконным бездействия администрации по неподготовке договоров аренды 20 земельных участков и договоров купли-продажи семи участков под тяговыми подстанциями. Но Андрей Воробьев тем не менее продолжает активно бомбардировать исками и городские власти, и региональное управление Росреестра, пытаясь зафиксировать право собственности на те же контактные сети, троллейбусы и иное имущество за МУПом.
Никита Шипулин нарисовал прямо-таки апокалиптическую картину. По его мнению, в случае удовлетворения арбитражным судом заявленных «Горэлектротрансом» требований из бюджета Воронежа будет изъята сумма, которая «фактически парализует финансовую работу администрации и самым пагубным образом отразится на финансировании здравоохранения, образования, культуры». Впрочем, начальник управления ФНС Сергей Дуканов считает процедуру банкротства МУПа излишне политизированной, а в ее бесконечности, сказал он, «заинтересованы некоторые приближенные к гордуме и горадминистрации люди». Как подчеркнул Дуканов, для завершения процедуры конкурсного производства нужно решить всего два вопроса: разобраться с принадлежностью контактных сетей и оценить металлолом от демонтированных рельсов. Несмотря на явную готовность главного налоговика области назвать фамилии виновников долгоиграющего банкротства, они остались за кадром. Вице-губернатор Александр Гусев потребовал от администрации города активизировать выяснение отношений с Андреем Воробьевым - вплоть до того, чтобы добиться от управления ФНС как главного кредитора МУПа его отставки.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".