Сегодня вечером на сцене воронежского Театра оперы и балета состоится первый показ спектакля «Укрощение строптивой». Его в рамках Платоновского фестиваля искусств представят гостям и зрителям города артисты Большого театра, который приехал в столицу Черноземья с гастролями впервые.
За несколько часов до начала балета солисты Большого театра и обладатели «Золотой маски» за лучшую мужскую и женскую роли Владислав Лантратов и Екатерина Крысанова, а также руководитель балетной труппы Махар Вазиев и худрук Платоновского Михаил Бычков встретились с журналистами в рамках пресс-конференции, чтобы рассказать о постановке и сложностях организации привоза такого масштабного проекта в столь непростое время.
Чтобы показать воронежцам «Укрощение строптивой» в воронежский оперный доставили более 30 тонн оборудования и декораций, в числе которых 12-тонный специальный пол и осветительные приборы – более мощные, чем есть в театре.
«Укрощение строптивой» – это балет, который в московском Большом театре поставил один из самых известных хореографов мира француз Жан-Кристоф Майо на музыку Дмитрия Шостаковича.
– Всегда, когда начинается новая работа, в первую очередь интересна сама встреча с хореографом: это новый язык, новые знакомства, спектакль создается из ничего. Это творческий процесс, в котором участвуют артисты и хореограф. Работа над «Укрощением строптивой» – это была целая жизнь, месяца четыре мы буквально не выходили из зала. С Жан-Кристофом интересно, но сложно работать, – рассказывает исполнительница роли Катарины Екатерина Крысанова.
Сюжет постановки – шекспировский, однако видение режиссера позволяет посмотреть на него с другой стороны и увидеть скорее не просто историю любви, а историю двух сильных личностей, которые не намерены мириться с условностями.
– Я работал в «Ла Скала», когда ставили этот спектакль, приехал уже потом, – вспоминает Махар Вазиев. – Когда я смотрю этот спектакль, когда смотрю на Катю и Влада, вижу их на сцене, и у меня абсолютная уверенность, что они танцуют себя. Это стопроцентное попадание. Не буду скрывать, мне очень редко приходится присутствовать на показе и смотреть именно на спектакль, а не на работу артистов. «Укрощение строптивой» – именно тот редкий случай.
Кстати, воронежцы получат возможность увидеть два состава исполнителей. Завтра на дневном спектакле роли Катарины и Петруччо исполнят артисты Большого театра Кристина Кретова и Денис Савин.
Екатерина рассказывает, что танцевать Шекспира для нее достаточно просто.
– Эта роль подходит мне по темпераменту и хореографическому рисунку. Жан-Кристоф отталкивался от моих данных, моих возможностей. Находясь в этой роли я не испытываю технических проблем и преодолений. Катарина очень открытая и честная, она живет на максимум. Если она ненавидит, то ненавидит, влюбляется значит влюбляется. Вот этими эмоциями, большими и яркими, она мне близка. Но в жизни я не совсем такой человек, как она.
Владислав Лантратов также отмечает музыку Шостаковича, под которую танцуют артисты в «Укрощении строптивой».
– Для меня удовольствие танцевать под эту музыку и счастье, что именно зарубежный хореограф ставил этот спектакль. Он не обращал внимание на русские традиции, на то, с чем мы ассоциируем тот или иной фрагмент. Но то, как он мастерски все эти фрагменты склеил. Первый акт смотрится одним бесшовным действием. Там столько всего разного звучит. Спектакль получился очень целостным. Для меня как для артиста главное попасть в настроение, чтобы полет эмоций и страстей совпал с контролем, мне важно почувствовать эту тонкую грань. Мой Петруччо – он абсолютно разный. И этот его образ мачо, образ рубахи-парня, это все наносное. В своем сознании он все равно четко понимает, что эта женщина ему нравится и что он должен с ней делать. Он играет в шахматы, зная весь расклад. Катарина со своей стороны тоже делает шаги. Это такая взаимная игра.
О работе с воронежскими музыкантами артисты отзываются положительно.
– Очень достойно, очень профессионально. Я не скрою, что нам всегда легче выезжать со своим оркестром, но сегодня много талантливых музыкантов и в других городах. Для нас это полезно. И тем не менее всегда есть некий нерв. Это держит актеров в тонусе, – признается Махар Вазиев.
Также артисты говорят, что возможность просто работать в такое непростое время – это уже огромная радость.
– Мы счастливые люди, что работаем. Наши западные коллеги уже больше года не выходят на сцену. Потому что для артиста балета больше года вообще не выступать, не репетировать, это граничит с колоссальными потерями. Люди стоят на краю потери профессии. Помню, нам рекомендовали заполнять зал только на 25% и мы думали, что делать. Я тогда сказал, что будем выступать даже в том случае, если в зале будет 5% зрителей.
Напомним, что гастроли Большого театра – это только первая часть Платоновфеста. Российскую программу в этом году воронежцам представят с 3 по 20 июня. На что стоит обратить внимание, мы рассказывали в специальном материале. Кроме того, планируют организаторы представить и зарубежную программу. Однако ее было решено перенести на сентябрь. Ожидается, что к этому моменту ситуация с пандемией в мире стабилизируется, а большинство стран наконец-то откроют свои границы.
Фото: предоставлены дирекцией Платоновфеста