Организатор Юлия Голубева:
«В самом начале спонсоры не были до конца уверены в нас, издательства и авторы относились скептически, родные думали, что мы впустую тратим время, даже мы сами не чувствовали уверенности. Уже на финальном этапе, когда стало понятно, что фестиваль будет, в нас внезапно все поверили».
Открыл фестиваль основатель ГК «Ангстрем» и Школы эффективных коммуникаций (ШЭК) «Репное» Геннадий Чернушкин. Следом выступили член женсовета собрания «Лидер» Наталия Гармонова и ее сын Тимофей, победитель всероссийского конкурса им. С.Я. Маршака «Письмо в стихах» – он прочитал стихотворение собственного сочинения. С приветственным словом выступил директор ДТДМ Сергей Карпов.
Три дня на территории ДТДМ работали 19 зон: 3 лекционных, 5 игровых и 5 для мастер-классов (все для детей разного возраста), а также фотозона, театральная, книжная ярмарка, выставка книжной иллюстрации от фестиваля «Морс» и лучших рисунков конкурса «Листая Маршака», открытая библиотека и буфет.
Вся программа, включая параллельные секции, продлилась 164 часа. Из них 18 часов активно развлекала гостей Нелжа Ру (ткацкий станок, лепка из глины, почта Деда Мороза), 18 часов пришлись на мастер-классы проекта Ольги Мацкевич «Мама+малыш» (эко-зоны с игрушками, живопись, чтение книг и перчаточный театр), 10 часов занял ЦИТ.
Наибольший интерес вызвали авторские презентации детских нон-фикшн книг писателя Юрия Нечипоренко, естественнонаучный блок «Умный Воронеж», в секции комиксов толпу фанатов собрал Руслан Хубиев. Восторги в отзывах посетителей были и в адрес переводчика Ольги Варшавер, издателя Татьяны Беринг, писателей Ирины Краевой и Натальи Волковой. Дизайнеры и художники с интересом посетили мастер-класс Анны Чефрановой и оценили выставку книжной иллюстрации и визуальной литературы «Морс». Из онлайн-трансляций в соцсетях больше всего просмотров собрал видеоблогер Дмитрий Гасин («Время»).
Магнитом для всех стала книжная ярмарка. Участники привезли бестселлеры и новинки, да еще и предлагали их по ценам издательств. Профессиональные консультанты от издательств рекомендовали литературу по возрасту и потребностям ребенка. «Альпина Паблишер» и «Манн, Иванов и Фербер» также привезли литературу для взрослых. По отзыву издательства «Самокат», продали 60% привезенных книг, а в материальном выражении – на 90%, потому что купили все дорогое и оставили дешевое (логика больших скидок в действии). Около 65-70% продали «БерИнгА», «Клевер», «Зебра Е», «Карьера Пресс», примерно половину – «Аквилегия-М», «Пешком в историю» и УМЦ «Ребус», на треть облегчили грузы «Арт Волхонка», «Время» и «КомпасГид». Отдельно отметим блестящую работу консультанта последнего издательства.
Ожидания организаторов оправдались на все сто – при планируемом трафике 4000 человек данные показали, что в дни 7-9 декабря фестиваль «Читай-Болтай» посетили более 5000.