В 11 районах Воронежской области отмечаются локальные отключения электроэнергии

В центре Воронежа на девушку упало дерево

Воронежский «Факел» назвал имя еще одного нового игрока

Конкурс по отбору кандидатов на пост мэра Воронежа объявят 26 июня

На воронежской телебашне зажгут Вечный огонь в День памяти и скорби

4 воронежских пляжа остаются непригодными для купания

Карантин по бешенству ввели в Острогожске Воронежской области

За 500 млн рублей выставлена на продажу турбаза «Сосновый бор» под Воронежем

Воронежские автомобилисты попали в песчаную бурю на трассе М-4 «Дон»

Двух высокопоставленных ростовских налоговиков подозревают в даче взяток за защиту диссертаций в Воронеже

Ночное похолодание до +10 градусов придет в Воронежскую области в выходные

Ракетную опасность объявили в воронежском регионе на три минуты

Несмотря на бьющую ключом энергию, будет риск повернуть совсем не на светлую сторону, предупреждают астрологи.

В Воронеже дело о мошенничестве на 3,6 млн возбудили после капремонта «Музея-диорамы»

Провалились торги на капремонт за 30 млн рублей стадиона «Старт» в Нововоронеже

Синоптик рассказал, дойдёт ли до Воронежа сокрушительный ураган «Эдгар»
 

Воронежцам рассказали, как вести себя при шквалистом ветре, ливнях и граде

Актер Сергей Селин попросил воронежцев не попадаться на уловки мошенников

Главой администрации Грибановского района Воронежской области стал Михаил Тарасов

Тысячи воронежцев останутся без воды из-за аварии
 

Стало известно, какую зарплату в среднем получают воронежцы

Электромонтер из Воронежа выиграл в лотерею 3 млн рублей и загородный дом

В Воронеже готовность стадиона «Факел» для матчей РПЛ оценят до конца июня

Ночью в Воронежской области действовал режим опасности атаки БПЛА

Сегодня будет возможность подзарядить внутреннюю батарейку, которая могла несколько погаснуть после последних напряженных дней. 

Губернатор Гусев назначил нового министра труда и занятости

Возвращение прямых выборов мэра Воронежа обсудят только в сентябре

Парень погиб в аварии с легковушкой и мотоциклом под Воронежем
 

МЧС предупредило воронежцев об аномальной жаре

Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий в суде: «Уголовное дело против меня – чья-то грязная фальсификация»

Культура

«100% Воронеж»: сто мнений о политике, сексе, жизни и смерти

some alt text
Платоновский фестиваль, который в 2018 году уже восьмой раз намерен порадовать и, быть может, поразить воронежского зрителя проектами в области современного искусства, стартовал 6 июня весьма необычным не только для областного центра, но и самого Платоновфеста спектаклем под названием «100% Воронеж». Чем отличительна эта постановка и удачна ли она, постарается рассказать один журналист, побывавший на премьере.
 
 
Воронежцы
 
 
Как можно догадаться по названию, главной изюминкой спектакля стала непредвзятая статистика, связанная с жителями нашего родного миллионника. 100% населения Воронежа на сцене представили 100 горожан, среди которых не было ни одного профессионального актера, лишь обычные люди. В свою очередь среди ста новоявленных артистов было 56 женщин и 44 мужчины, именно таково гендерное соотношение в городе. Далее -  распределение по возрасту: самому старшему воронежцу на сцене было 86 лет, самому юному – всего 4 года. Возраст большинства же горожан, занятых в постановке, составил от 25 до 34 лет, согласно данным все той же статистики. Среди других критериев отбора - национальность, семейное положение и район проживания.
 
Кастинг воронежцев-актеров тоже проходил далеко не стандартно. Дирекция Платоновфеста нашла лишь первого человека, начальное звено цепочки, который, в  свою очередь занялся поиском следующего и так далее. Среди участников проекта как неизвестные широкой публике люди, так и те, кто постоянно на виду. В категории последних, например, значилась Ольга Рудева, известный воронежский краевед; Алексей Воронков, экоативист; Оксана Козлова, пресс-секретарь регионального департамента здравоохранения и топ-менеджер компании «Инстеп» Семен Харитон. 
 
Как рассказали актеры и организаторы, иногда поиск того или иного участника давался трудно. В частности, сложнее всего обстояло дело с поиском пожилых людей, а самым трудноразыскиваемым артистом стал 65-летний мужчина, проживающий в Отрожке. Ну а теперь о том, как Воронеж попал в постановку о ста процентах.
 
 
Трудности перевода
 
 
Первый подобный спектакль был поставлен европейской компанией Rimini Protokoll, которая работает в весьма необычной для России сфере документального театра, еще в 2008 году. Премьера называлась «100% Берлин». С тех пор постановка от Rimini Protokoll начала свое торжественное шествие по городам и странам. Любители современного искусства увидели стопроцентные Лондон, Вену, Амстердам, Токио, Париж, Филадельфию, а вот Россию до 2018 года немецкие режиссеры обходили стороной. И вот в 2018 году спектакль удалось поставить в первом российском городе, Воронеже.
 
- Нам говорили, что с такой демократией, как в России, нам не удастся поставить спектакль. Но это получилось,   -  отметил Штефан Кэги, режиссер спектакля «100% Воронеж» и один из основателей компании Rimini Protokoll.
 
К слову, с особой российской демократией и национальным менталитетом немецкие режиссеры действительно столкнулись, ведь спектакль пришлось «подгонять» под воронежские реалии. Так, гостей с Запада удивили местные табу, которые,  вопреки ожиданиям режиссеров, наложили не власти, а сами участники проекта, воронежцы. Например, горожане посчитали некорректным включить в сценарий вопрос о возможности аборта, если ребенок страдает синдромом Дауна, а также отказались показывать на сцене неприличные жесты. Жители российского миллионника оказались не готовы и к откровенным разговорам о сексуальности, а кроме того, воронежцы, по мнению режиссеров, оказались довольно стеснительными, но внимательными артистами:
 
- Все участники проекта были очень сконцентрированы на подготовке. А вот когда мы ставили спектакль в Австралии, нас почти не слушали, все болтали,  - сообщила Хельнерд Хауг, режиссер спектакля «100% Воронеж» и один из основателей компании Rimini Protokoll.
 
Адаптировать и поставить спектакль, в итоге, удалось всего за пять репетиций. Что же из этого получилось?  
 
 
Секс, политика и «Катюша»
 
 
Стопроцентный Воронеж открылся своим зрителям смешными, грустными, прозаичными и поэтическими самопрезентациями горожан. Несколько слов о себе сказал каждый из участников постановки – заслуженная учительница СССР, которая в 75 лет начала заниматься верховой ездой, прошедший Афганистан азербайджанец, женщина, преодолевшая 4 тысячи километров на пути к своему будущему мужу, полковник в отставке, мастер маникюра, сантехник, пенсионерка, родившаяся с пороком сердца, а ставшая бегуном. Были и вполне банальные истории работников банка или менеджеров, а еще неяркие истории маленьких детей, у которых, впрочем, еще все впереди. Также актеры взяли с собой на сцену одну памятную вещь: некоторые захватили  книгу, фотоаппарат и мягкую игрушку, другие оказались более экстравагантными, взяв янтарь, велосипед и весло. 
 
Основой же самого действия, показанного ста горожанами на сцене воронежского Театра оперы и балеты, стала все та же статистика. Во время спектакля, который шел в течение почти двух часов, новоявленные артисты голосовали и выражали свое мнение относительно самых разных вопросов жизненного уклада Воронежа и ценностей его жителей. Мнения показывали с помощью разных художественных приемов: цветных листов, таблиц, фонариков и даже танцев. 
 
Простые вопросы, обозначенные воронежцами, разбавляли и остросоциальные. Например, «Хотели бы вы, чтобы мэра города выбирали его жители?», «Поддержали бы вы своего ребенка, если бы он оказался нетрадиционной сексуальной ориентации?», «Хотели бы вы снести отель Marriott в центре Воронежа?». Проблемы домашнего насилия, онкологии, некачественного общественного транспорта, взяточничества и веры в Бога тоже нашли свое отражение в постановке. Был и небольшой интерактив с залом, когда выступающие и зрители фактически менялись местами, и танцы на сцене, и «Катюша», исполненная хором. 
 
Ну а завершился спектакль вопросом о смерти. О том, когда  жизненный путь горожан, по их мнению, подойдет к концу, рассказали все сто воронежцев. Кстати, крайняя точка отсчета – 120 лет, тоже нашла своих сторонников. Так каков же итог? 
 
 
Субъективные минусы
 
 
Многогранность первого российского документального спектакля о стопроцентном городе сложно подставить под сомнение, однако у всего бывает вторая сторона и потому вот некоторые субъективные минусы «100% Воронежа»:
 
- Затянутость. Постановка длится около двух часов и если поначалу действие развивается по нарастающей, перемежая смешные и грустные моменты, заставляя сопереживать и удивляться, то на каком-то этапе спектакль начинает утомлять. Десятки вопросов, пусть и интересные по своей сути,  начинают ходить по кругу, возвращаясь, например, к теме политики. Нужно ли это было для спектакля и потерял ли он без этого свой посыл, непрофессионалу сказать трудно.
 
 - Кастинг. Интересно, но при огромной численности населения Воронежа и учитывая суть постановки – показать многообразие его жителей, на сцене оказалось немало родственников. Условия поиска явно нарушены не были: кто-то передал эстафету своей дочери или отцу, подходящим под искомые параметры. Но все-таки  было бы интереснее увидеть более обширный круг воронежцев. Почему были выбраны более простые критерии поиска – вопрос открытый. Кстати, недовольные провалом на кастинге воронежцы поговаривают, что попасть в ряды участников стопроцентного Воронежа, за редким исключением, можно было только по знакомству. Впрочем, фактических нарушений в отборе не было а, значит, такое распределение ролей имеет место быть. 
 
Можно, конечно, отметить еще  некоторые неотработанные моменты и нечеткие реплики детей-участников, которые, порой, было трудно разобрать, но это, пожалуй, уже нюансы, ведь на сцене были непрофессионалы, а число репетиций были ограничено. А потому поговорим о плюсах. 
 
 
Объективные плюсы
 
 
Современное искусство – довольно провокационное и неоднозначное явление. Кто-то является его ярым поклонником, с восторгом принимая новые авторские идеи, другие совершенно не понимают новаторских трендов и поют оды классике. На этот раз Платоновский фестиваль, пожалуй, смог бы примирить сторонников этих разных точек зрения, ведь «100% Воронеж»  - это то современное искусство, которое действительно доступно и интересно не только искушенному зрителю, но и обычным, простым воронежцам, как тем, которые, несмотря на свой страх, смогли выйти на сцену и рассказать о себе, своих переживаниях и мечтах.  
 
 - Мы все изменились во время подготовки спектакля, Я живу в центре с большим потоком людей и иногда от этого устаешь. Но после  репетиций спектакля я стала ловить себя на том, что выхожу из дома и всматриваюсь в людей, начинаю понимать, что за каждым человеком стоит какая-то история. У меня появилось внимание к людям, - рассказал Ольга Рудева, участник документального спектакля «100% Воронеж». 
 
«100% Воронеж» - это документальная постановка, которая может чему-то научить, отрыть глаза на обычные вещи, рассказать простым языком сложную историю. А это значит, что к такому искусству зрители действительно могут прислушаться, а потом сделать выводы и познать себя, пусть даже и не на 100%. 
 
Фото: Максим Лаптев, Платоновский фестиваль искусств.