Опера «Родина электричества» написана композитором Глебом Седельниковым в конце семидесятых по рассказам Андрея Платонова, но еще нигде не ставилась в полном объеме.
Для справки: пожалуй, самая известная работа мастера – опера «Бедные люди», поставленная Борисом Покровским в Московском камерном музыкальном театре. Последовавшая за ней «Лампочка Ильича», переименованная потом в «Родину электричества», такой счастливой сценической судьбы не имела.
И вот Михаил Бычков вместе со своей командой и коллективом театра оперы и балета сделали то, на что ни один из современников композитора не решился. К сожалению, автор ушел из жизни в 2012 году, так и не дождавшись воплощения своей работы на сцене.
Почему не ставили «Родину электричества» можно только догадываться.
Все- таки, очень неудобным автором был Андрей Платонов для советской пропагандистской машины, слишком въедливым, дотошным и тяжелым для читателей, живущих в стране официально торжествующего социализма.
Если не ошибаюсь, в 80-е его уже не издавали. Это я к тому, что вряд ли музыка Седельникова была причиной, несмотря на свое авангардное звучание, такого прохладного отношения к опере.
Итак, премьера состоялась.
И впервые за многие годы из зала практически никто не ушел. Одна пара не в счет, сделаем скидку на внезапно заболевший живот у молодого человека, например, или девушка вдруг вспомнила, что забыла вытащить курицу из морозилки. Да мало ли…
Остальные, включая вашего покорного слугу, честно просидели весь спектакль, хлопали на каждое опускание занавеса и устроили овацию артистам по завершении.
В двух словах о сюжете. Молодой человек Фрол Дерменко (по легенде его предки ели с голодухи дерьмо) едет в село Рочагевка, ныне Новоусманского района, чтобы построить там электростанцию и зажечь в селе эру новой жизни.
Кто-то принимает пришельца с пониманием, а кто-то и не очень. В итоге, заработавшую было электростанцию сжигают злыдни-кулаки, но строители новой жизни, преодолев все трудности, на обломках своей мечты строят новую.
Проговаривая, как заклинание, уже не оперными, простыми голосами: «Мы помучаемся и сумеем». Универсальная для всех нас формула, во все времена и при любом социальном строе.
После спектакля состоялась встреча со зрителями режиссера Михаила Бычкова и главного дирижера театра оперы и балета Юрия Анисичкина.
Все отметили прекрасную работу оркестра, сумевшего сложный материал подать безупречно чисто и легко; потрясающую сценографию, где монументальность и сложность конструкций сочеталась с простыми и изящными решениями; работу художников и костюмеров, сумевших воплотить в своей работе атмосферу 20-х годов, добавив в костюмы и антураж стилистики супрематистов, агитационного напора революционных художников и поэтов молодой советской республики.
Мы добавим от себя несколько комплиментов артистам, которые работали с «невероятно заразительным драйвом и энтузиазмом», как заметил один из зрителей.
Какой будет дальнейшая судьба этой постановки сложно сказать.
Хотя сам Бычков признался, что «все зависит от того, как нас примет зритель. Мы-то готовы, у нас два состава на этом спектакле».
Трудно предсказать реакцию воронежской публики, спектакль легким не назовешь, музыкальный материал непривычный - это не Верди и не Пуччини, насвистывать после не получится.
Продвинутых меломанов, знатоков оперы или преданных поклонников творчества Андрея Платонова может не хватить на целый театральный сезон.
И, тем не менее, стоит признать, что открытие фестиваля получилось прямо-таки грандиозным.
Мировая премьера, масштабная постановка и при этом незаслуженно забытая опера гениального, слепого с 9 лет, Глеба Седельникова, Андрей Платонов, село Рогачевка и лампочка Ильича. Впервые с сотворения мира!
Ироничный Бычков, отвечая, на комплименты и ремарку одной из зрительниц о том, что это первый спектакль маэстро с оптимистичным финалом, заметил: «Вообще-то я не хотел, чтобы вы почувствовали этот оптимизм. Все должно было быть неоднозначно. К чему приведет этот энтузиазм, правильную ли дорогу выбрали герои…»
А нам кажется, что это совершенно не важно, если это настоящий Платонов, какую дорогу выбрали герои и куда они придут.
Пусть идут, а мы будем радоваться, что идут и не скучают в бессмысленности бытия.
Фото: Алексей Бычков и Андрей Парфенов