Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Желтый уровень погодной опасности сразу по двум критериям объявили в Воронежской области

В Воронеже может появиться бассейн с функцией волны для серфинга

В Воронеже парад Победы пройдёт без торжественного концерта

Воронежцы пожаловались на прошедший в городе «грязный» дождь

Над обвиняемым в убийстве двоих бойцов ЧВК «Вагнер» начался суд в Воронеже

Воронежцев предупредили о магнитных бурях, которые будут бушевать два дня

Электрика из Воронежа мошенники обманули почти на 2 млн рублей

Банду обнальщиков, обогатившихся на 20 млн рублей, задержала полиция в Воронеже
 

Густой туман накрыл Воронеж 24 апреля

В центре Воронежа перекроют улицы 25 апреля

Опоздавшая к рейсу семья из Россоши пыталась вернуть 255 тысяч рублей за билеты

Воронеж должен установить абсолютный температурный рекорд из-за аномального тепла в апреле

В пригороде Воронежа осколки сбитого беспилотника упали на СНТ: произошел пожар

Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

Культура 4738

Алексей Кузнецов: : «Гитара – это украшение любой ритм-секции»

some alt text
Алексей Кузнецов из тех музыкантов, кого смело можно характеризовать словами «мэтр», «гуру», «классик». Легенда советского джаза, виртуозный гитарист отметил недавно 75-летний юбилей. А огонь в глазах с лукавым прищуром – до сих пор мальчишеский.
 
 
Алексей Алексеевич уже больше 20 лет преподает в легендарном московском музыкальном салоне «Аккорд»: проводит еженедельные мастер-классы по классической джазовой гитаре. Интервью с ним у нас получилось спонтанным – в закулисье «Джазовой провинции» просто присели выпить кофе, а разговор вышел весьма познавательным. Можно сказать, такое мини-пособие для начинающих джазменов-гитаристов. 
 

- Алексей Алексеевич, что такое сегодняшний формат Вашего мастер-класса?
 
- С одной стороны, это не занятие в академии, где разбираются ноты и аккорды, а аудитория сидит и что-то записывает. С другой — это и не концерт в обычном понимании этого слова. Это — живые рабочие моменты. Но участникам кажется, что они на концерте, только билетов на него не продают. Сначала я немного рассказываю о своем музыкальном опыте и о том, что сегодня происходит в мире джазовой гитары: информация об инструменте, исполнителях, гастролях и встречах, стилях и направлениях.
Вторая часть — игровая, на которой дается слово тем, кто пришел: это уже живой джаз. Гитаристы имеют возможность не только пообщаться с мастером, но и послушать друг друга, обсудить в подробностях все, что касается исполнения.
При этом все это максимально приближено к концертному выступлению: присутствует аудитория, меняются составы музыкантов, сочетания инструментов. Например, в последнее время часто я выхожу на сцену с одним молодым контрабасистом — прекрасный дуэтный формат и для него, и для меня.
При этом присоединиться может абсолютно любой желающий, иногда до шести человек собирается, самого разного возраста и опыта. В какой-то момент я ухожу со сцены и наблюдаю за процессом со стороны, чтобы потом вместе поговорить о достоинствах и недостатках каждого. Мы общаемся, обмениваемся впечатлениями и мнениями.
Для исполнителей это и замечательный опыт ансамблевой совместной игры, и хорошая возможность получить затем обратную связь и профессиональную критику.
 

 
- У Вас огромный преподавательский опыт. Чем современные студенты и в целом начинающие джазовые гитаристы отличаются от своих сверстников, постигавших азы ремесла десять, двадцать лет назад? И что главное, что Вы хотели бы им донести о роли гитары в джазовом искусстве?
 
- Я всегда акцентирую их внимание на том, что гитара - это очень долгий путь и исполнитель на этом пути не всегда на первых ролях.
Сейчас время индивидуализма, и в личностном плане, и в исполнительском. Все хотят только солировать! А кто же будет играть аккомпанемент? Создавать ритмический рисунок, глубину, насыщенность звучания? А это – одно из назначений гитары в музыкальном мире: не только солировать, но и аккомпанировать. Исполнитель должен уметь быть партнером, а не тянуть на себя все внимание.
К сожалению, этому почти нигде не учат.
 
Великий Каунт Бейси однажды отменил свой концерт, когда заболел аккомпанировавший ему гитарист Фредди Грин. А послушайте, к примеру, пластинку с записью великолепной Дайаны Кролл – какие «киты» гитарные на заднем плане: Энтони Уилсон, Джефф Хэмилтон и Джон Клейтон. И никто не «толкается», для всех есть место. Они вроде бы просто аккомпанируют – но как! Так свободно, как будто в игрушки играют. Вот это мастерство!
Я все время этому учусь. Как соединить соло и аккомпанемент в такой яркий, вкусный, четко артикулированный и в то же время свободный, без напряжения и суеты, джазовый образ.
Вот что я называю вкусом и культурой аккомпанемента. Этому нынешней молодежи нужно учиться обязательно.
Возможно, дело в том, что музыка, которая их окружает сегодня, в принципе не включает этого компонента. Ритм поменялся, и это немного другая джазовая эстетика, но в ней тоже необходим грамотный аккомпанемент.
Да, это трудно. Но это интересно!
 
 
- Как молодому исполнителю заявить о себе, продвинуться?
 
- Это действительно трудно. И, конечно, тех, кто по-настоящему хочет чего-то стоящего добиться в джазе, как и в любом искусстве, всегда единицы. Важно «вытащить наружу» что-то свое, только то, что присуще именно тебе – стиль, манеру, харизму. Искать новые формы, создавать интересные ансамбли, развиваться все время и не останавливаться.
 
– Если гитарной технике научиться, в целом, можно, были бы стремление и настойчивость, то,  как насчет джазового мышления? Как его в себе развивать исполнителю?
 
– Гитарная техника вся есть в учебниках. Это как со спортменами: знай себе, накачивай мышцы. А вот дальше – да, действительно, вопрос: как это накаченное применить?
Есть очень быстрые, техничные гитаристы – но нет в них художника. Есть спортивный интерес, но нет смысла.
И вот эта джазовая мысль – самое трудное. Но и оно нарабатывается. В том числе, участием в джем-сейшнах, где появляется возможность прикоснуться к джазовому искусству «вживую», почувствовать и понять, как оно работает на деле. В московских джаз-клубах, например, в «Эссе», есть специальные дни для джемов, поучаствовать в них, в принципе, может любой музыкант.
Кстати, для профессионального исполнителя великолепная возможность улучшать и «прокачивать» свои навыки – это вот такие фестивали, как «Джазовая провинция».
Много импровизационных моментов, часто на ходу меняются составы участников, кто-то кого-то заменяет в последний момент, где-то за кулисами создаются новые ансамбли – вот тебе и шанс показать, на что ты способен в экстремальных условиях, и новый джазовый контекст, и ни с чем не сравнимый опыт.
 
Автор: Наталья Виноградова