Вчера, первого ноября, в нашем городе официально стартовал XXI музыкальный фестиваль «Джазовая провинция». Открытие форума, который проводится в Воронеже ежегодно и оборачивается настоящим праздником для поклонников импровизационных направлений в музыке, прошло в книжном клубе «Петровский», на сцене которого выступили сразу два коллектива: квартет BLOOM EFFECT из Швейцарии и воронежский «Абстрактор».
В большом зале «Петровского» нет свободных мест. Еще бы. Выступления музыкантов подобного масштаба для нашего города - редкость, случается такое примерно раз, в лучшем случае, два - в год. И хоть сегодня без проблем можно послушать выступление любимого музыканта, даже не вставая с дивана, мало-мальски продвинутый слушатель понимает, что волшебство живого звучания ни один интернет не передаст.
Первыми на сцену выходят музыканты воронежской группы «Абстрактор», которая объединила трех известных воронежской публике исполнителей: Ярослава Борисова — за фортепиано, Александра Битюцких — ударные и Ивана Сухарева, который в этот раз отвечает и за гусли и за вокал.
Ярослава Борисова и Ивана Сухарева воронежцы уже могли видеть на прошлом фестивале, тогда музыканты дуэтом исполнили несколько пьес. Присоединившийся в этом году Александр Битюцких добавил в это экспериментальное сотрудничество полновесности, с точки зрения звучания, и законченности по форме.
Кстати, название «Абстрактор» состоит из двух слов: абстракция - как способ художественного выражения и «трактор», как наиболее яркий символ современной деревни. Музыканты подчеркивают, что никакой насмешки здесь нет, все серьезно и качественно, но не без доли иронии.
По стилистике выступление воронежцев можно сравнить с фолком, авторское восприятие и нестандартная передача которого практически не позволяют услышать в музыке чистых народных мотивов, хотя они там бесспорно есть, пусть и почти неузнаваемые. Большая часть материала, с которым музыканты предстали перед зрителями в этот раз, написана Иваном и пропущена через призму собственных представлений о том, что такое народная музыка сегодня и какой она будет завтра, ведь мы тоже народ и создаём свою народную музыку сейчас, в данный момент времени, отмечает Борисов.
Четверо музыкантов из Швейцарии появляются на сцене сразу после разогрева.
Квартет Bloom Effect - это саксофонист Jochen Baldes, ударник Tony Renold, гитарист Franz Hellmuller и контрабасист Herbert Kramis. Их музыка - это современный европейский джаз, далекий от мейнстрима и модного термина «straight-ahead», но при этом яркий и запоминающийся.
Музыканты говорят, что идея объединиться пришла к ним как ответ на творческую необходимость исследовать музыку глубже и шире. Для каждого из них самовыражение не равно самоцели и далеко от рекламной стратегии, каждый новый шаг делается из любви к музыке и желанию делать свои работы качественнее и понятнее для массового слушателя.
Описывая свой подход к музыке, четверо швейцарцев-участников Bloom Effect постоянно возвращаются к знаменитому высказыванию Майлса Дэвиса, который назвал свой альбом «Filles De Kilimanjaro» «световым шоу для слепых». Эта музыка не только для того, чтобы слушать: она приглашает смеяться и мечтать, двигаться и удивляться. Она не могла бы родиться у музыкантов более молодых, менее опытных, более сфокусированных на карьере в ущерб качеству.
Фото: Евгения Небольсина