В конце июля в Дивногорье открылась арт-резиденция «Культурный ландшафт: от представления к содействию», которая собрала в музее-заповеднике художников из России, Казахстана, Киргизии и Германии. На протяжении трех недель творцы современного искусства исследовали пространство музея-заповедника и трудились над созданием своих арт-объектов. В минувшие выходные, 15 и 16 августа, экспозицию представили на суд зрителей.
Арт-резиденции в музее-заповеднике проводят уже не первый год: в 2014 в Дивах расположилась выставка «Если бы…», которая открылась в рамках фестиваля современного искусства «Чернозем». В этот раз куратор прошлогоднего проекта Яна Малиновская совместно с художником Михаилом Лыловым предложили 18 художникам из разных стран мира поработать над концепцией, которая получила название «Культурный ландшафт: от представления к содействию». В этот раз представители современного искусства решили не ограничиваться выставкой, которую, кстати, решено было обозначить как «Наблюдения открытого пространства», а организовали целый научно-художественный симпозиум «Практики живых территорий».
− Даже при самом беглом ознакомлении с территорией заповедника очевидно, что невозможно подумать об обобщенном определении этого места. На языке самого музея это называется комплексностью, − поясняет Михаил Лылов. − С моей точки зрения комплексность Дивногорья подразумевает наличие многих культурных и природных ресурсов, таких как Маяцкая крепость, Пещерный храм и других. Именно эту сложность и многоаспектность мы решили взять за основную идею нашего проекта.
Участники резиденции говорят, что заповедник – живая территория со множеством складывающих ее практик: повседневных, научных, туристических и художественных.
Многие работы являются не просто объектами или предметами, но еще и стратегиями, и тактиками. Они помогают раскрыть Дивногорье с точки зрения жизни хутора и прокладывают новые маршруты. Таким образом, у проекта нет одной универсальной темы, но есть круг проблем, с которыми художники и кураторы работали все это время.
В результате на суд зрителей представили 13 работ, среди которых как статичные арт-объекты, так и целые перформансы-осмысления.
Открыла кураторскую экскурсию работа Наталья Краевской «Пройденный урок». На грифельной доске, которую нашли в одном из домов, изображен скелет – напоминание об археологических находках Дивногорья.
Алексей Шиндин представил триптих «Обратная связь». Художник показал воронежцам, как мог бы выглядеть герб-оберег из полевых цветов Дивногорья, обозначил пространство через конструкцию из ржавого металла, а также использовал вещи и предметы быта жителей хутора.
Воронежская художница Евгения Ножкина также обратилась к теме памяти. «Дорогие сердцу» − это целая коллекция вещей, расположившаяся в домике пасечника.
Здесь можно найти и предметы гардероба, и даже старинную швейную машинку – все это уже давно не используется, но хранит память о важных днях и событиях для хозяев вещей.
Егор Астапченко решил дополнить существующее пространство новыми слоями. Через прозрачные «картины», установленные сразу в нескольких местах, зрители самостоятельно «рисуют» картину происходящего вокруг, как бы рассматривая реальность под тем углом, который подходит именно им.
Илья Долгов представил воронежцам гербарий, который, как считает художник, сочетает в себе непосредственный, почти детский опыт познания мира и огромный аналитический аппарат, созданный поколениями старательных ботаников.
Николай Алексеев предложил зрителям ознакомиться с историей местности, секретами полевой кухни, способами кормить собак и прыжками с тарзанки. Свои советы он собрал в небольшой брошюре, которая получила название «Прогулки».
Дмитрий Филиппов, чей прошлогодний арт-объект, полоса алой материи, «прорезающая» холм, был украден спустя несколько дней, в этот раз создал графический дневник, каталог виртуальных объектов искусства Дивногорья.
Алексей Булдаков и Анастасия Потемника представили памятник беспрецедентному насилию – Стог.
Арт-объект полностью сделан из борщевика – сорняка, который при взаимодействии со светом может оставлять на коже ожоги. Художники говорят, что этот сорняк активно «захватывает» территории, и поэтому очень похож на государство.
В нескольких метрах от гостиницы вырос небольшой механизм, издали напоминающий ветряную мельницу. Это работа арт-группы «Куда бегут собаки» Звуки Мумуки. По убеждению художников, Мумука – земля зрячих, но невидящих. И объект – маяк для тех, кто не может вернуться из зачарованных земель.
Валерий Руппель расставил по Дивногорью «Знаки». В некотором смысле они должны подсказывать эмоции, которые человек может испытывать в том или ином месте заповедника.
Татьяна Данилевская и Михаил Лылов создали серию передач, связывающих различные группы людей, существующих на одной территории – жителей хутора, сотрудников музея, художников – в аудиопространстве. Свой проект они назвали так: радио «Голос Дивногорья».
Ближе к вечеру свой проект представил немец Олаф Хохгерц. Во время перформанса он построил конструкцию из дерева и металлического троса, звуки которого, как говорят зрители, позволили почувствовать единение с природой и полную гармонию с окружающим миром.
Зрители, на протяжении всего дня следующие от одного объекта к другому, с интересом выслушавшие экскурсии и увидевшие перформансы и кинопоказы, сходятся в том, что современное искусство каждый понимает по-разному. Художники их во многом поддерживают.