Защита воронежского политтехнолога обжаловала приговор

45% воронежцев за год ни разу не посетили кинотеатры

Более 28 млн рублей добавили на работу интеллектуальной транспортной системы Воронежа

Мужчину отказались арестовывать за осквернение братской могилы в Воронеже

Воронежцы сообщили о парализовавшей движение на Московском проспекте пробке

Глава СК РФ взял на контроль ДТП с рейсовым автобусом: в аварии пострадали 6 человек

Этот понедельник больше подходит для раздумий, нежели для действия. Однако вы можете сделать много удивительных открытий о своей душе

Гороскоп на 17 мая: не все ожидания оправдываются

Синоптики спрогнозировали в Воронеже теплые и дождливые выходные

Защита осужденного за присвоение 58 млн экс-ректора ВГТУ отозвала ходатайство о замене наказания

Сегодня необходимо тщательно продумывать все действия, тогда и результат будет вполне ожидаемым и даже лучше

Грозы обрушатся на Воронежскую область

На Московском проспекте ликвидируют парковочные карманы

Летние каникулы в воронежских школах стартуют с 26 мая

Воронежский суд постановил снести скандальный особняк на берегу Усманки

Миллиардный штраф за ущерб Воронежскому водохранилищу так и остался не оплачен

В Воронеже движение у площади Ленина будут закрывать в течение двух недель

Воронежцы берут своих домашних любимцев на отдых в Грузию и Турцию

Сегодня стоит играть первую скрипку лишь в тех сферах, где вы являетесь экспертом

Заболеваемость COVID-19 выросла в два раза в Воронежской области

Стало известно число пострадавших при взрыве в Острогожске 9 мая

Снова отложили снос стадиона профсоюзов в Воронеже

День не будет существенно отличаться от предыдущего, поэтому стоит мобилизовать все свое внимание, дабы неприятные происшествия не испортили картину дня

Начальнику ЮВЖД вынесли предупреждение за игнорирование обращений воронежцев

Воронежский губернатор: «Факел» уже переписал историю, подарив нам три сезона подряд в РПЛ

Следующие длинные выходные ждут воронежцев в июне

Торги на строительство школы на 1500 мест под Воронежем провалились

День накануне полнолуния будет довольно сложным, вполне вероятно, что можно столкнуться с предательством, так что сегодня важна неустанная бдительность
 

На учет в воронежских военкоматах поставлены 142 «новых» гражданина РФ

Более 16 часов Воронежская область находится под угрозой атаки БПЛА

Культура

Валентин Гафт в Воронеже: «Спектакль, как цветы, живёт и умирает в тот же вечер»

some alt text
Артисты театра «Современник» Валентин Гафт и Андрей Аверьянов (выпускник нашей Академии искусств, однокурсник Германа Грекова, актёр театра «Современник») привезли в Воронеж авторскую программу «О своих современниках». Это вечер литературных пародий, песен, стихов и эпиграмм. Концерт прошёл в Воронежском концертном зале 21 января. А днём артисты встретились со студентами и преподавателями Академии искусств.
 
 

Сцена первая,
где появляется Гафт и Аверьянов. Они пытаются разговорить студентов.
 
В малый зал Мариинской гимназии входят Гафт и Аверьянов. Студенты, не сговариваясь, дружно встают со стульев и аплодируют. Преподаватель Академии пытается представить народного артиста:

— Я не знаю, какой подобрать эпитет…

Зрители понимают: нет таких слов, чтобы выразить, какой к вам приехал человек.
Пауза несколько затянулась. Преподаватель никак не может подобрать слов.
 
— Да не надо! — энергично бросает Валентин Иосифович и выручает коллегу.
 
— Здесь собрались в основном студенты театрального факультета Академии, — продолжает спасённый. — Расскажите им, как сегодня выглядит профессия.
 
— Это хорошая профессия. Замечательная, трудная, — уверенно говорит Валентин Гафт и пронзительно смотрит в зал.


 
 
«Давайте! Я жду. Не молчите!», — выражает его взгляд. 
В ответ — любопытство и десятки глаз. Они делают «хлоп-хлоп».
 
— Как-то на первом курсе к нам пригласили Вертинского, — продолжает невозмутимо Гафт. — Открыли занавес: он сидит как замороженный. Он тогда моложе был, чем я сейчас. Помню, как он рассказывал: «Я был в Америке, Китае, — везде был». А потом мне подарили его книжку. Читаю: «Вчера был на курсе у Васи. Встречался со студентами. Какие они все дураки!».
 
Дружный хохот.
 
 
 
 
— Мне кажется, когда ты играешь, надо знать чуть больше, чем отпущено пьесой, автором. Зацепиться за какие-то детали и расшифровать их. Тогда основание будет более крепким, а тонкие вещи сыграны так, что веры будет больше, — продолжает, кажется, не очень охотно свой монолог артист (он продолжает цепко следить за залом). — Актёрская профессия — очень трагическая профессия. Вечером ты играешь в спектакле, а утром никто не докажет, что это было прекрасно. Она умирает в тот же вечер, как цветы.
 
Студенты всё ещё стесняются.
 
— Я не собирался этого делать, но мне вдруг захотелось, — говорит Гафт, и читает своё стихотворение о театре:

 
 
 
— Очень важно иметь партёров, чтобы не ненавидели друг друга. Иначе играть ничего нельзя. Это я знаю по себе. Я часто ненавидел своих партнёров. Обижал их.
 
Дружный хохот.
 
 
 
 
 
Сцена вторая,
где выясняется, что Аверьянов тоже пишет стихи.
 
— Я почему сегодня с Андреем, — объясняет Гафт. — Я когда увидел его, пришёл к Волчек: «Это блистательный актёр!».
 
Когда наш президент Владимир Путин посмотрел спектакль «Горе от ума», он сказал: «Андрей лучше всех. Он мне больше всех понравился».
 
Аплодисменты. Вступает молчавший до этого Аверьянов:
 
— Президент спросил: «А почему у вас Чацкий плачет?». А спектакль поставил Римас Туминас — замечательный, самобытный режиссёр. Он литовец — не может сильно дерзить. Что-то отвечает нашему президенту (Аверьянов мычит — изображает, — прим. 36on.ru). А Путин ему говорит: «Это наш герой. Он не может плакать».

 
 
 
Дружный хохот. Аверьянов добавляет, что спектакль «тем не менее идёт».
 
— Я смотрел «Горе от ума» в одном московском театре, — это уже стал вспоминать другую историю Гафт. — Пока сидел, написал эпиграмму:
 
Зачем смотрел я ахинею эту?
Где был мой посох, где была сума?
Как только началось, я закричал: «Карету!»,
И раньше Чацкого сошёл с ума.
 
 
 
 
Вдруг выясняется, что Аверьянов пишет удивительные стихи на злобу дня. Автор тянется в портфель за листочком («Написал пару дней назад. По памяти не помню»). Зачитывает:
 

Что будет с рублём

Небо над нашею Родиной хмурится,
Падает снег на проспекты и улицы.
Пусть себе падает — снег уберём,
Но непонятно, что будет с рублём.

Рубль — не снег, но он падает, падает...
И население это не радует.
И обезумевшее население
Тратит накопленные сбережения.

Тратит, как в памятные девяностые,
Очень тяжёлые, бедные, постные.
Только тогда брали спички и гречку,
Нынче же — микроволновые печки,
чайники, плазмы и пылесосы.
Выросли у населенья запросы.

Власть, я согласен, не либеральная,
Но разлетелись машины стиральные,
кофе-машины, смартфоны, планшеты,
Принтеров нет и компьютеров нету.
Нету в салонах автомобилей.
Нету автобусов — все раскупили!

В банках мгновенно, буквально в минуту,
Тут же, как в сказке, пропала валюта.
Всё подытожили, всё подмели,
Скинули бабки — и вновь на мели.
В воздухе пахнет серьёзным обвалом,
Гречки, однако, и спичек  — навалом.
Масла в избытке, колбасы, соленья —
Кушает страждущее населенье.
 
В те девяностые было иначе.
Вряд ли мы стали намного богаче,
Но целевой покупательский спрос,
Я бы сказал, несомненно, возрос.
 
Небо над нами по-прежнему хмурится,
Падает снег на проспекты и улицы.
Жили тогда  — и теперь проживём
Но непонятно: что будет с рублём?


 
 
Продолжительный дружный хохот.
 
— Ну, ребята, давайте, спрашивайте, — снова просит Гафт. Теперь уже и словами.
— Я вам по секрету скажу, что Валентин Иосифович ненавидит весь этот официоз.
— Да, это так.
— Вы если сейчас не расслабитесь, он может вас возненавидеть, как своих партнёров.
 
Дружный хохот. Зал делает выдох.
 
 
 
Сцена третья,
где студенты задают вопросы, и выясняется, что Гафт попал в театр по блату, чуть ли не каждый день грозится его бросить и многое другое.
 
 

 
Поднимается самый отважный:
 
— Вы могли бы рассказать, как пришли в эту профессию, что вас вдохновило? И что-нибудь про студенческие годы.
 
— В классе четвёртом я смотрел пьесу Михалкова «Особое задание» в детском театре. Я был наверху блаженства. Я верил всему, что там происходит. Когда приближался девятый класс, я подумал, что надо это попробовать. «Господи, — думал я, — если я когда-нибудь скажу “Кушать подано”, и мне ещё деньги за это заплатят, мне больше ничего не надо».
 
Я год ходил к студии МХАТ, и не мог перейти дорогу, где была эта дверь. Я стоял и смотрел, кто из неё выходит. Мне было страшно даже перейти дорогу, не то, чтобы что-то читать. Я видел, как выходили студенты, они мне казались какими-то персонажами.
 
 
 
 
Обучение в Студии — это очень важно. Но только потом будешь понимать, что приёмы, которыми тебя научили, это всего лишь приёмы, их надо оживлять.
 
У меня была очень нелёгкая дорога. Меня никуда не принимали. Дмитрий Журавлёв, чтец, позвонил Завадскому, чтобы меня взяли в театр по блату. (Моссовет, — прим. 36on.ru). И я играл в массовках.
 
Обязательно нужно встретить хорошего режиссёра. Это не значит, что он должен быть с именем. Нужно найти родственную душу! Он должен тебя понимать. А без режиссёра очень сложно.
 
Что такое артист? Художник смотрит на дерево, и пишет, отражая его красоту. Артист смотрит на это дерево и думает, и придумывает драматургию внутреннего монолога. Мне довольно слова: дерево, облако, нож, огонь. Про часы я придумал сразу:

 
О, это многолетие!
Когда устану жить,
Вместо меня на свете
Часы будут ходить.
Когда они устанут,
Задремлют на ходу,
Я к ним вернусь на землю,
И снова заведу.
 
 
 

Аплодисменты. Поднимается второй отважный:
 
— Что было самым трудным в освоении за годы учёбы в театральном институте?

— В институте казалось, что ты в совершенстве выполнял поставленные задачи, овладел всем. Но, попав в театр, я столкнулся с тем, что не понимал, зачем нужно ходить от стула к дивану, не понимал, что играю. Нужно научиться жить на протяжении спектакля. Погрузиться в него, и при этом быть лёгким, естественным, свободным. На свободного человека и смотрят по-другому. Свобода позволяет преодолеть стеснение, незнание.
 
 
 
 
Поднимается третий отважный:
 
— Когда вы сказали, что не любили свой коллектив, я задумалась. Мы сейчас заканчиваем Академию и думаем о поступлении в театры. А что делать, если я буду ненавидеть свой коллектив?
 
— Вы меня неправильно поняли. Если вы будете ненавидеть и терзаться этой ненавистью — ничего не получится. Ненависть — это очень плохое качество. С ним нельзя играть на сцене.
 
Четвёртый отважный:
 
— На какие спектакли, по вашему мнению, в «Современнике» стоит сходить?
 
— Мне нравится спектакль «Враги». Это очень удачный спектакль. Актёры замечательно играют. «Пять вечеров» — лучший спектакль. Ну, и всё.
 
 
 
Дружный хохот. Пятый отважный:

— А у вас были моменты, когда вам хотелось бросить профессию? Почему? И что с этим делать?
 
— На третьем курсе меня пригласили играть маленькую роль. У меня было несколько реплик. Я готовился к этой роли, перед зеркалом репетировал текст. Я пришёл на съемки, увидел Козакова, других маститых актёров и обалдел. Когда дошла очередь до меня, мне нужно было сказать реплику и достать из кармана блокнот. Я так волновался, что не смог это сделать. Второй режиссёр сказал: «Как мы ошиблись в этом мальчике». Этот момент я запомнил на всю жизнь. Вокруг всё остановилось. Я запомнил запах, который там был, стены, которые на меня смотрели, звуки. Мне захотелось бросить профессию.
 
Когда я только поступил в театр Моссовета, я там одну роль играл, одна женщина, которая мне очень нравилась, меня жалела. После каждого спектакля она стояла у служебного входа и плакала. Я выходил, она говорила: «Зачем ты этим занимаешься? Это же ужасно!». (В зале взрыв хохота, — прим. 36on.ru.) Я снова хотел бросать.
 
 
 
 
Андрей Аверьянов:
 
— Я добавлю от себя. Я когда звоню Валентину Иосифовичу, это не так часто бывает, спрашиваю, как здоровье, он говорит: «Да ничего». Потом я спрашиваю, «что в театре?», и каждый раз слышу: «Да ну его, хочу уходить».
 
Дружный хохот. Шестой отважный (преподаватель):

— На вас Михалковы за эпиграмму не обиделись?
 
Он имеет в виду эту эпиграмму:
 
Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!
 
— Никита Михалков меня встречал, когда я играл графа, и провожал до метро. Потом появилась эта эпиграмма. Не я её автор. Она написана в конце 17 века, там другая фамилия. Я ему говорил, что она ко мне не имеет отношения. Но Никита Михалков на меня обиделся: «Какой-то там Гафт говорит, что мы ползём. А мы не ползём! Караван идет, а собака лает».
 
Потом мы с ним встретились в Кремле — нам обоим вручали награды. Он идёт мне навстречу по коридору. Я ему: «Никита, ты же знаешь прекрасно, не я её написал». Он стоит, молчит, не двигается. А он здоровый, думаю, сейчас он меня убьёт. Но он меня обнял, прижал нежно к себе, и сказал: «Приходи сниматься в «12», без проб. Сценарий завтра получишь». Я стал его другом.
 
 
 
 
 
 
Седьмой отважный:
 
— Расскажите про какие-нибудь казусы на сцене. И про свои любимые роли в театре и кино.
 
— Мне нравится роль в фильме у Пети Фоменко «На всю оставшуюся жизнь». Фоменко — грандиозный режиссёр.
 
А казусы. Мно-о-го их было!

Дружный хохот.
 
— Я учился на четвёртом курсе. Во время очередного съемочного дня в фильме «Русский сувенир», ко мне подошёл Эраст Гарин (актёр, — прим. 36on.ru): «У меня запил артист, в главной роли играет. Сыграете?», «Конечно!». А я пьесу («Тень», — прим. 36on.ru) даже не читал. Договорились, что я завтра приду к нему домой. На следующий день в его доме прохожу через комнаты в кабинет и вижу, как в одной из них, какую-то полудетскую кровать, чуть ли не с сеткой, а там — труп! Под простынкой — худенькое тело. И безжизненная голова свисает с кровати.
 
 
 
 
Мы дошли до кабинета, сели. Гарин стал рассказывать о Мейерхольде, о роли. Он мне показывал какие-то скульптурки и спрашивал меня: «Знаете ли вы, кто это?» Я говорил: «Это вы». — «Нет, это Мейерхольд». Так, показав штук шесть слепков, он понял, что я ни черта про Мейерхольда не знаю. Я сижу и думаю, как же мне ему сказать? Наконец, не выдержал: «По-моему, у вас там в соседней комнате случилось несчастье». Оказалось, это была его жена Хеся, знаменитая его помощница, мастер дубляжа. Она действительно была похожа на труп, даже когда не спала.
 
Она сказала, что «с этим я репетировать не буду», но всё-таки меня ввели.
 
 

 
Дружный хохот.
 
— Настал час премьеры пьесы «Тень» Евгения Шварца. Я перепутал партнерш: стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской. Слышу: «Повернись! Не туда!». Я повернулся и облокотился на балкончик, он отвалился, и я чуть не упал в оркестровую яму! Он каким-то чудом повис и я спасся.
 
Меня не было слышно даже во втором ряду. Сидели папа, мама, девушка, которая мне нравилась. Это был позор. И, конечно, меня не приняли в Театр сатиры, вернее, не оставили в нём. В то время театр уезжал на гастроли в Ленинград, а я был совсем без работы, мне нужно было где-то хоть что-то зарабатывать. И я попросился у директора хотя бы осветителем, но меня не взяли. Это правда. Через 12 лет на этой сцене я с успехом исполнил роль графа в спектакле «Фигаро».
 
 
 
 

 
 
Спасённый в самом начале пьесы преподаватель Академии объявляет об окончании спектакля. К народному артисту подходит девушка из зала и целует его в щеку. Следом появляется парень — он просит автограф. Зрители расходятся. Занавес.
 
 
 
Фото режиссёра — Юлии Репринцевой