На этот раз в «Х.Л.А.М.е» можно посмотреть на совсем неактуальное искусство.
Живопись Николая Карпецкого многие сравнивают с наследием французского экспрессиониста Жоржа Руо.
Здесь нетрудно увидеть и влияние импрессионистов.
Добрая часть полотен Николая Карпецкого – маленький гедонистический праздник со всеми атрибутами языческого сакрального действа. На одних работах можно увидеть и самого художника-цыгана, то обнимающего гитару, то заворожено глядящего на бокал вина. На других – человека, ведущего за уздцы лошадь. Они дышат цыганской тоской, бесприютностью и свободолюбием. Временной промежуток работ – с 70-80-х годов прошлого века до начала 2010-х. Если ранние работы художника окрашены в охристые мрачноватые тона, то более поздние взрываются цветом.
Николай Карпецкий родился в Мичуринске в 1946 году. Его мать - знаменитая цыганская певица Тамара Степная. Неудивительно, что с самого детства Николай учился играть на гитаре, петь и танцевать.
В 1953 году семья перебралась в Тамбов, где мальчик начал ходить в художественную школу.
С 13 лет мать начала брать его на гастроли. Мика Карпецкий выступал с цыганским ансамблем и не расставался с этюдником.
Позже поступил в Пензенское художественное училище, однако, проучившись там год, вернулся в Тамбов. Здешние члены Союза художников посматривали на молодого Карпецкого свысока. В то же время на юношу обратил внимание виртуозный скрипач Алик Якулов, племянник художника серебряного века Георгия Якулова.
В 1988 году он помог организовать выставку Николая в московском театре «Ромэн».
Часть работ раскупили французы.
А врач и потомственный коллекционер Александр Шихман приобрел картины Карпецкого для своей галереи в Оклахоме. Там они соседствуют с работами Казимира Малевича и Василия Кандинского.
Многие работы тамбовчанина купили наши соотечественники, живущие в Германии.
Самое удивительное в этой истории вот что. Когда в 1991 году Карпецкий получил контракт из-за океана, сулящий ему с семьёй место жительства и работу в США, художник поступил так, как не поступил бы никто – подумал, выпил сто грамм и разорвал контракт.
Художник-отшельник и сейчас живёт в Тамбове.
На малой родине он остается недооцененным художником. Тамбовская областная картинная галерея так и не купила у Николая ни одной его картины. Но есть у Николая Карпецкого «ангел-хранитель» - друг семьи Анна Николаевна Галкина, которая помогала художнику в самые трудные периоды его жизни и коллекционировала его работы.
- Когда я слышу слово «Тамбов», то я сразу вспоминаю слово «Карпецкий», - признается директор галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов. - Когда я слышу слово «Карпецкий», я вспоминаю слово «цыган». Что для меня важно в этой истории? Карпецкий легко обошелся без Союза художников. Более того, он вообще не нуждается в выставках. Это уходящий тип художника. Когда мой друг предложил мне съездить в гости к Анне Николаевне – ангелу-хранителю Карпецкого, я с удовольствием принял это предложение, не задумываясь о том, что к современному искусству он отношения не имеет.
Анна Николаевна на последние сбережения выкупила в старинном особняке комнату, где выставляет картины цыганского художника.
Во время своего путешествия в Тамбов Алексей Горбунов так и не познакомился с Николаем Карпецким. Но привез в Воронеж его работы из коллекции Анны Галкиной. Директор галереи «Х.Л.А.М.» не оставляет надежды лично познакомиться со знаменитым тамбовским цыганом.