Воронежский академический уличный театр в предстоящие выходные готовится представить зрителям свой новый спектакль «Комедия на авось», поставленный по принципам итальянской комедии дель арте. Об особенностях подготовки импровизационного представления, работе с масками и технических сложностях, которые пришлось преодолевать ради воплощения задуманного артисты рассказали во время сегодняшней пресс-конференции в Доме журналистов.
Что такое комедия дель арте и зачем снова возвращаться к маскам?
– Наш первый спектакль «Как царь Петр…» режиссировала Анна Шишкина (прим. ред. – также известная как Матушка Медоуз), художественный руководитель санкт-петербургского уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо», которая и научила нас работать с масками. Мы весь прошлый год практиковались, и сейчас у нас возникло желание уже самостоятельно поработать над таким проектом, – рассказывает директор театра Элеонора Ривер.
В процессе подготовки спектакля выбрали четырех архетипичных персонажа комедии дель арте, но постарались сделать их понятными современному зрителям, приблизить к реалиям нынешней России.
Над масками, которые зрители уже отчасти могли оценить по фотографиям, работала художник Наталья Михеева. Предполагалось, что они будут другими, черно-белыми, а не цветными, что каждая будет трансформироваться. Заказывая, думали, что это черновой вариант, но в итоге переделывать ничего так и не стали. Слишком уж всем понравилось, какими они вышли: живыми и настоящими
– Когда получается настоящая маска, она все-таки отличается от обычного атрибута артиста, – замечает Элеонора Ривер. – Это не кукла, это не часть костюма, это что-то третье, что живет уже какой-то своей жизнью.
– Маска и кукла это достаточно близкие вещи, – замечает режиссер постановки Даниил Чекрыгин. – Как только артист надевает маску, он перестает быть собой. В итоге маска будто берет на себя часть ответственности за происходящее. С куклами то же самое. Существует мнение, что это кукла ведет кукловода, а не он ее.
В процессе работу у артистов получилось четыре типа масок: «ряха», «бабуля», «трюкач» и «ранимый».
– Долго думали, какой взять сюжет. Потому что по факту этим маски могут сыграть любую историю, – продолжает режиссер. – Тут, как правильно заметила Элеонора, нужно сказать, что комедия дель арте предполагает импровизацию, а мы по опыту уже знаем, что ее все же нужно немножко контролировать. Мы же не можем показать все что угодно. Решили придерживаться теории Борхеса о том, что существует всего четыре истории: возвращение домой, поиск, осада и самопожертвование. Из них мы и сделали несколько четких сюжетных схем. Три истории сейчас полностью готовы, четвертую пока отложили, потому что самопожертвование – это все-таки не совсем комедия.
Таким образом проработали для масок четыре роли: друг, враг, мудрец и плут.
– Каждому персонажу мы придумывали не только свою маску, но и свою пластику, свой язык тела. Была проведена очень большая работа в этом направлении, – говорит хореограф спектакля Ольга Паукова. – В спектакле, например, используются элементы локинга – это пластическое выражение фанковой музыки, которая про драйв и про позитив. Мне кажется, его настроение здорово сочетается с общим стилем нашего спектакля.
– Помимо вот этого квартета масок у нас есть пара влюбленных, которые тоже часто встречаются в комедии дель арте, – говорит Чекрыгин. – Они немножечко помешаны на собственных чувствах, а еще говорят высоким слогом, в отличие от других героев, которые изъясняются на какой-то своей тарабарщине, используют пантомиму. Влюбленных у нас как раз играют Элеонора Ривер и Егор Янышев. Они у нас выступают с выбеленными лицами, без масок.
За каждым из артистов в процессе работы над спектаклем закрепили определенную маску, но не героя. Это уже предстоит решать зрителям перед началом каждого из показов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что каждый показ будет уникальным. В дальнейшем, кстати, будут пробовать меняться не только ролями, но и масками.
Большую роль в спектакле играют декорации, за которые в команде начиная со второго спектакля отвечает актер Илья Гнилицкий. Сейчас команда работает над созданием модульных декораций, которые можно было бы трансформировать от спектакля к спектаклю.
– Если говорить о декорациях к «Комедии…», я бы сравнил их с песочницей. Это вообще достаточно мультяшный спектакль. У нас есть желтый круг в центре – песочница, качели, лестницы, – детская площадка. И маскам там по 4-5 лет, им нельзя давать в руки сложные предметы, сломают. Вообще сцена у нас будто бы делится на два мира. «Верхний мир», – чувственный и немножко наивный, в котором существуют влюбленные, и «нижний мир», – материальный, в котором как раз обитают маски, делят что-то между собой.
Было много задумок по поводу пространства, в котором все происходит, по поводу декораций: хотели сделать 2-метровый трон, канаты между кубами, по которым бы перемещались «влюбленные». Какие-то из них реализовали, какие-то нет, какие-то трансформировали. Посмотреть на то, что в итоге у артистов получилось, можно будет уже в эти выходные.
Показы «Комедии на авось» должны пройти в парке «Дельфин» в субботу и воскресенье, 8 и 9 апреля. В каждый из дней запланировано по два показа – в 13.00 и 15.00. Вход свободный. Возрастное ограничение – 0+.
СПРАВКА
ВАУ театр – проект, который появился благодаря лаборатории, состоявшейся по инициативе дирекции Платоновского фестиваля совместно с санкт-петербургским театром «Странствующие куклы господина Пэжо».
Свой первый спектакль «Как царь Петр…» молодые артисты представили в Воронеже весной 2022 года. Затем было еще две премьеры. Осенью театралы показали воронежцам эко-спектакль «Одна тысяча тонн под водой», а в самом начале 2023 года – постановку «Как царь Петр зимой Новый год удумал».
Фото – предоставлены ВАУ театром.