- Сотню тематических афоризмов к столетию СССР мы начали отбирать ещё при жизни Давидовича, когда работали над его заключительным сборником «Реквием 2020». Поскольку к 50-летнему юбилею Академия наук выпускала пятитомник «Языки народов СССР», в каждом из которых были подробно описаны отдельные языковые семьи, к 100-летию мы решили продолжить эту традицию в практическом ключе и сделать сборник на языках всех союзных республик. Подобный научно-просветительский проект с тех пор никто не осуществлял, так что прецедент с Давидовичем в самом деле уникальный. Каждый из афоризмов в сборнике проиллюстрирован картиной Валентины Золотых. По существу, книга оформляет память о былом культурном единстве и в то же время представляет собой выставку картин и афоризмов. Это реальный советский андеграунд, ведь сам музей сложился из запрещенных советской цензурой афоризмов, которые Валентина Золотых писала на стенах в знак кухонного протеста. Давидович – это своего рода Бэнкси советского периода. В целом, этот сборник можно назвать «музей в книге». Это, так сказать, переносная часть музейной экспозиции.
В какой стадии находится сейчас проект по развитию музея?
- Пока шла работа над юбилейным сборником, пришлось потрудиться над рукописями Давидовича. Многие из них ещё не были опубликованы, а работы там не на один год для целой команды. Мы очень надеемся на поддержку со стороны Союза музеев России, а также Министерства культуры.
Удалось ли найти что-то особо интересное среди его рукописей?
- Да, разумеется. Давидовичу, чтобы стать настоящим гением, пришлось серьёзно ознакомиться с европейским и мировым афористическим наследием, поэтому многие его высказывания основываются на вселенской премудрости. Значительная часть его афоризмов посвящена международным проблемам, культурным кодам, национальной идее, то есть очень животрепещущим вопросам во все времена и у всех народов. Любопытно, что он считал более актуальной задачу формирования «социальной идеи», ставил её едва ли не на голову выше идеи национальной, поиском которой сейчас озадачены лучше российские умы. Вот это сейчас особенно интересно.
В чем ценность «социальной идеи» по мнению Давидовича?
- При ретроспективном подходе обнаруживается, что структура и основы национальной идеологии были разработаны на достаточно высоком уровне ещё в XIX веке. Кстати сказать, в журнале Хованского этому вопросу была посвящена не одна сотня страниц. И уже в те времена «социальная идея» рассматривалась как более прогрессивная по отношению к национальной. Речь идет о том, как в национальной истории выявить позитивный опыт в формировании устойчивого, гармоничного и конструктивного социального устройства, способствующего процветанию той или иной нации. Идея «социальной симфонии», или конструктивного взаимодействия между ключевыми общественными стратами, иначе говоря – идея о том, как регулировать межличностные и межклассовые конфликты внутри отдельно взятой национальности, чтоб настроить общество на созидательный лад – вот это Давидович считал особо актуальным и об этом сочинял афоризмы. Например: «Национальные идеи разъединяют нации, а социальные их созидают».
В чем заключается содержание «социальной идеи»?
- Представления о внутрисоциальной гармонии, или о социальном партнерстве, известны с древнейших времен как у античных философов, так и у древнеиндийских и китайских. Отголоски этих идей можно обнаружить в мифологиях различных народов, потому что мечта о социальной гармонии не покидала мыслителей на протяжении всей истории цивилизации. Упрощенно говоря, все национальные общества разделяются на три ключевые части: «воинов» – защитников отечества, «ораторов» – сначала священников-книжников, позднее – деятелей науки и культуры, и «производителей» – земледельцев, ремесленников и т.п. Так вот, идея «социальной симфонии» заключается в пропорциаональном доступе представителей этих страт к валовому продукту, когда расходы на науку, образование, культуру, а также на развитие экономики распределяются сообразно, что позволяет снизить число внутрисоциальных конфликтов, в том числе и межличностных. Для этого нужны опредленные практики. Конечно, главное здесь заключается в деталях, но в общем идея состоит в осознанном снижении конфликтности и стимулировании социального партнерства. По большому счету, социальная идея – это сткруктурная компонента идеи национальной, можно даже сказать, её основопологающая экзистенциальная часть.
Почему его так волновали эти проблемы?
- Давидович родился и вырос в советском государстве, которое было построено на идее межклассовой борьбы, когда призывы к социальному сотрудничеству считались контрреволюционными. Но если кровожадной классовой борьбой можно было оправдать революцию и завоевание диктатуры пролетариата, то в дальнейшем эта идея должна была естественным образом эволюционировать, чего, к сожалению Давидовича, не произошло. Поэтому он старался обличить это вредоносное для «социальной симфонии» учение: «Марксизм – это опиум для народа», – с сожалением писал он.
Как появилось название книги «Реквием по стране Советов»?
- «Реквием» с латинского переводится – «память». И хотя страны уже нет, память об этом культурном и политическом феномене прочно вплетена в российскую историю. Там есть чего стыдиться и чем гордиться. Увы, так устроена жизнь – она состоит как из достижений и благодеяний, так и из преступлений и ошибок. В прошлом уже ничего не изменить, если конечно не пытаться фальсифицировать историю. Но из исторических событий, какие бы они ни были, нужно извлекать правильные уроки: чтобы исправлять ошибки, не допускать новых, и чтобы хранить добрые традиции. Для этого и надо помнить. Так и сложилась идея названия.