Собственно для выставки картин Валентины и Анны Золотых программа довольно насыщенная: здесь и концерты от друзей и почитателей Давидовича, и дискуссия о воронежском романтическом концептуализме из Венеции – с Арсением Жиляевым, известным художником и теоретиком современного искусства, и показ арт-хаусного кино с участием Давидовича в одной из ролей, и вручение отличительных наград к конкурсу на декламацию афоризмов «Звезда Давидовича». Кстати, некоторые его поклонницы, обладающие поэтическими способностями, складывают из афоризмов очень качественный рэп. Причем, состоящий не из полупонятного и не всегда связанного потока слов и восклицаний, а содержит фразы, выражающие глубочайшие премудрости.
Судя по программе, это и в самом деле – если ещё не Давидович-фест, то уже довольно содержательная арт-акция.
Сам факт проведения подобного мероприятия очень наглядно показывает, насколько ускорился культурный прогресс. Например, вряд ли кто-то в 50 годах ХХ века, сразу после ухода Платонова, мог бы себе вообразить, что в Воронеже спустя полстолетия откроется посвященный его творчеству фестиваль, на котором будут собираться платонововеды и деятели искусств со всего мира. Сравнивая Давидовича с Платоновым в афористическом плане, надо заметить, что цитаты последнего вообще не попали в современные афористические антологии, а вот Давидович в них абсолютный лидер среди всех самых ярких писателей и мудрецов мира. В связи с этой арт-акцией эпоха Давидовича если и не сменяет эпоху Платонова, то замечательно её дополняет.
Что скрывается за названием «Звезда Давидовича», какой в него вкладывается смысл?
Это название содержит в себе несколько уровней, я бы даже сказал – культурных пластов. Тут речь идет об истории всей Европейской и даже Евразийской культуры, и ещё дальше – Афразийской. Во-первых, название выставки связано с творчеством Валентины Золотых, которая была для Давидовича и творческой Музой, и путеводной Звездой. Во-вторых, это ещё и название именной отличительной награды: у Аркадия Давидовича с библейским царем Давидом номинальная связь, ведь «Давидович» – это фамилия его матери Рахили Соломоновны. Для понимающих библейскую культуру и символизм с этими именами связаны основополагающие для мировой цивилизации тексты и афористические изречения, многие из которых стали источником творчества и для самого Давидовича. На этом фоне наш Мастер состоялся как сочинитель, и помог своей Маргарите также стать художницей. Как он очень остроумно замечал в одном из своих афористических шедевров: «Художник – это соавтор Творца!» Вот только в таком культурно-историческом контексте и можно правильно понять, какие смыслы открываются в свете «Звезды Давидовича». Конечно, надо иметь в виду, что для человека, незнакомого с истоками европейской и русской культуры, в такие глубины забраться непросто. Тут потребуется не одна лекция и дискуссия, так вот звезда Давидовича очень хорошо подходит на роль ориентира в этом направлении.
В чем заключается основная концепция выставки?
Основная концепция выставки заключается в презентации различных этапов творческого пути Валентины Золотых и ранних работ её дочери Анны на фоне афоризмов Давидовича. Писатель скромно называл такую коллаборацию «Союзом трёх гениев». В связи с необычайной глубиной мысли, выражаемой кистью, картины художницы ещё в 80-х годах ХХ века привлекали внимание критиков, сравнивавших Валентину, по способности изображения «внутреннего мира во внешнем», с Бальзаком и Достоевским и отмечавших её как одну из редких художников, у которых чувство и страсть к искусству главенствует над ремеслом. Давидович считал одной из главных своих задач – «продвинуть подлинно русский талант», имея в виду свою несравненную Музу и Звезду, поэтому и у выставки цель – выразить прежде всего патриотический дух Родины-матери, запечатленный в её твореньях. Эта идея, пожалуй, является доминирующей и определяющей концепцию и общий замысел очень разноплановых по форме и технике работ художницы.
Фото и текст предоставлены организаторами.