– Режиссеры в большей степени заложники актеров, чем наоборот. Если актер принимает мою веру, мое желание что-то сказать – я имею в виду даже не мысли, а чувства – то из этого может что-то получится. А если изначально нет человека, который находится с тобой в диалоге, понимает тебя – все бессмысленно. Всегда есть тело, есть кровь и есть сердце. Так вот сердце постановки – это актер.
О работе с классикой и современными текстами, спектакле «Сын»
– С классикой надо поступать как с современным материалом, а с современным материалом – как с классикой. И в этом есть глубокая мудрость. Классика перестает быть мертвой, когда ты немножечко относишься к ней…не с небрежностью, а со свободой, не боясь. А когда ты встречаешься с современным материалом, к нему нужно быть очень внимательным, ценить его. И тогда, может быть потом, он тоже станет классикой.
Зеллер настолько блистательный драматург, что можно прочитать пьесу прямо в этой комнате, и этого будет достаточно. Она очень сюжетна. В ней нет шекспировских философских отступлений. И в то же время есть скудность форм. Это совсем другая драматургия. Мне хотелось дать пьесе «воздух», дать ей «раздышаться», выйти за рамки сюжетного треугольника между сыном, папой и мамой.
Проблема современной драматургии в том, что она замкнута в лабораторной системе. Для меня настоящий театр – это театр больших пространств. Когда перед режиссером стоит задача работать с большим залом, который дышит совсем по-другому. Я говорю примерно о том, что происходит в церкви, когда мы объединяемся общим чувством. Если все правильно происходит, то оно возникает и в театре. Ни одно другое искусство не объединяет верующих и неверующих, представителей разных конфессий.
О всевластии режиссера
– Режиссура – это авторская профессия, не обслуживающая. Иначе мне просто не интересно этим заниматься. В чем смысл, если я не имею права на свое высказывание, свое понимание? Я страюсь, чтобы это понимание было содержательным. Я хочу диалога со зрителем.
Не всегда режиссерское предложение, не соответствующее тому, что написано в тексте, бессмысленно. Бывает и наоборот. Эта точка зрения может открыть что-то, о чем вы никогда даже не думали.
В театре есть момент излишней коммерциализации, чтобы был забит весь зал. Но я убежден, что если спектакль хороший – будет полный зал. Не нужно приглашать никого, чтобы это «заблестело». Если я вижу, что режиссер пытается говорить со мной о чем-то важном, что его беспокоит, то я поверю ему, и всегда буду находиться в каком-то диалоге, даже если мне это не нравится.
– Я хочу вести своих студентов в направлении счастья. Я хочу сделать их содержательными людьми. Чтобы они были людьми, которые бы выбирали театр, а не сериалы. Мне кажется, что педагогам сейчас не хватает ответственности и строгости. Учитель боится сделать замечание своему студенту. Так теряется смысл.
Театральное образование неотделимо от театральной практики. Я разговариваю со студентами так же, как разговариваю с артистами. Негативно отношусь к платному образованию в театральной сфере.
Театр невозможен без игры. Я не просто строгий мастер, я еще и черезчур ученик. Это сложно объяснить. Это важное чувство, которое дает свободу.
Об обожествлении Станиславского и гениальности Мейерхольда
– Я очень ценю, уважаю, изучаю, принимаю значение Станиславского, но я его не обожествляю. Потому что есть Брехт, есть Шекспир. Я знаю людей, которые говорят, что нет ничего кроме русской школы, кроме Станиславского. Для меня это не очень правильно. Все мы очень разные и каждый выбирает то, что близко ему. Кто-то терпеть не может Брехта, а для меня он один из самых ярких представителей театра. Шекспир вообще гениален!