Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

До конца года воронежским бюджетникам проиндексируют зарплаты

Самую востребованную профессию будущего назвал губернатор Воронежской области
 

Авторы

Воронежские ученые представили проект орбитального космобуксира

some alt text
Воронежские ученые представили в Воронеже проект космического буксира, который будет доставлять в космос искусственные спутники. 
 
О технических особенностях устройства, его преимуществах перед аналогами и в целом о конкуренции в отрасли рассказали представители Воронежского государственного технического университета во время пресс-конференции, которая прошла в бизнес-центре «Икар» в среду, 7 апреля.
 
 
Итак, блок орбитального размещения искусственных спутников, или коротко и ласково, «БОРИС», начали разрабатывать в рамках объявленного осенью прошлого года конкурса. В проекте в общей сложности задействовано порядка 20 человек: специалисты компании «ИнтерПолярис» и представители студенческого конструкторского бюро ВГТУ.
 
Помощник первого проректора, завкафедрой ракетных двигателей и кандидат технических наук ВГТУ Дмитрий Шматов рассказывает, что основная цель изделия – оперативная доставка на орбиту полезной нагрузки. Данный блок спроектирован для применения с ракетами сверхлегкого класса. 
 
Проблема здесь вот в чем, объясняют спикеры: если заказчику нужно разместить спутник в космосе, то сейчас это происходит через Роскосмос, при запуске таких ракет, как, например, «Протон». Однако на такой масштабный запуск требуется время, необходимо дождаться полной загрузки. 
 
 – В случае применения ракетоносителя сверхлёгкого класса с нашим разгонным блоком мы можем повысить эту оперативность с полугода до нескольких недель или, в крайнем случае, месяцев. По понятным причинам данная разработка находится в плоскости развития той самой нашумевшей частной космонавтики, – рассказывает Дмитрий Шматов. 
 
В России эта сфера мало развита, однако структуры ориентированы на ее рост.
 
 
Специалисты подошли к работе над проектом уже имея определенный задел. 
 
– В разгонном блоке присутствует маршевая двигательная установка. Это поддвигатель, который перемещает разгонный блок из одной точки в другую. И ее опытный образец у нас уже был. 
 
Интересно, что двигатель производится аддитивным методом, то есть печатается. 
 
–  За счёт данной технологии мы можем реализовать свои амбициозные научно-технические решения. У нас есть патент на данный двигатель. В составе охлаждения двигателя, а это одна из самых сложных и важных задач, мы используем развитую поверхность теплообмена. Разгонный блок имеет платформенную структуру. Она представляет из себя базовую постоянную часть – это сам двигатель – и переменную, она меняется в зависимости от миссии. То есть либо мы летим на 500 км, либо на 800 км, либо еще дальше. Данное решение применено для унификации разгонных блоков. Это сказывается на ускорении и уменьшении сроков его изготовление. 

Кстати, сам блок достаточно миниатюрный: метр в диаметре и около 65 кг весом (при том, что техническое задание предполагает ограничение веса в 80 кг). Его энергоэффективности хватит, чтобы вывозить 250 кг полезной нагрузки с орбиты 500 км. 
 
На реализацию блока, определение концепции и ракетоноситель выделено порядка 5 млн рублей. 
 
Подобных разгонных блоков в России нет, отмечает руководитель конструкторского бюро ракетно-космической техники Татьяна Башарина. Есть только аналоги. Например, «Тор». Однако возможности его двигателя с точки зрения орбитального маневрирования достаточно скудные.
 
– В нашем случае применение жидкостного ракетного двигателя позволит осуществлять самое разнообразное орбитальное маневрирование. В том числе и индивидуальные запуски. Что касается зарубежных аналогов, им является американский блок Kick Stage. Однако у них есть существенное отличие – американцы используют монотопливо собственного производства. Пока что достаточно успешно. Мы большей частью опираемся на их опыт, однако используем классическую схему: окислитель и горючее.
 
Реализация проекта предполагает несколько этапов. На первом этапе это создание образца маршевого двигателя для разгонного блока, на втором – проведение исследовательских испытаний системы и подготовка и проведение огневых испытаний, на третьем – опытно-конструкторские работы по разработке и созданию установки, а также разработка и проведение летных испытаний.
 
– На предсерийное производство разгонного блока мы можем выйти через 2-3 года. Сейчас мы планируем проводить огневые испытания. Это самый серьёзный этап в освоении и продвижении производства разгонного блока. А дальше будет отработка технологии, выпуск документации. Если говорить про ракетоноситель сверхлегкого класса, то тут все существенно сложнее. Определить сроки пока не представляется возможным. Это проект с привлечением больших инвестиционных средств. Самим нам здесь не справиться. Но мы все равно в этом направлении двигаемся. Я думаю, что это порядка пяти лет, не меньше.
 
 
Потенциальные заказчики есть. Однако любой заказчик хочет видеть перед собой готовый продукт. 
 
Спикеры отмечают, что использовать разработку можно и для научных целей, и для метеорологических исследований, и в сфере обороны. Например, для того чтобы сбивать беспилотники.
 
Чтобы запустить производство, потребуются значительные вложения.
 
– Либо мы делаем с нуля собственное производство с постройкой завода – это вложения, измеряемые в миллиардах: 1,5-2 млрд бюджетных средств. И примерно столько же внебюджетных средств. Второй вариант – без постройки завода – это порядка 300 млн рублей и еще 150 млн – софинансирование. По разгонному блоку все скромнее. 30-40 млн рублей.
 
 
Себестоимость пуска оценивается в 3,4 млн долларов. Эта сумма включает в себя закупку материалов и оборудования, доставку, аренду космодрома и изготовление ракетоносителя.
 
Фото на главной: pixabay.com, в тексте - Алина Полунчукова