На фоне таких новостей горожане вновь заговорили о вероятности второго карантина и локдауне, когда вновь закроют торговые центры, рестораны, клубы. Как сейчас чувствуют себя воронежские бизнесмены, смогут ли пережить городские кафе, букетерии и кинотеатры еще одно закрытие? Об этом мы спросили самих предпринимателей.
– Вероятность второй волны карантинных санкций сродни встрече с динозавром: пятьдесят на пятьдесят. Может, волна будет, а может, и нет. Эти вопросы, сдаётся мне, решаются где-то так высоко, что нам, смертным, остаётся только ждать чьего-то решения и надеяться на лучшее. Специфика моего бизнеса такова, что в случае жёстких ограничений мне придётся прикрыть бизнес до лучших времён и уйти, например, в управдомы.
Евгений отмечает, что весной, как только объявили карантин, потери для его компании оказались колоссальными. Порядка 70%. Но когда часть ограничений сняли, люди начали тратить средства довольно активно. В том числе в ремонт квартир и домов начали вкладывать деньги, некогда отложенные на отдых.
– Сейчас ситуация более-менее выровнялась, люди заметно осмелели. В работу организации добавились просьбы являться в офис в маске, к услугам клиентов всегда антисептик.
– Сейчас наша команда распределена по 4 регионам страны, поэтому картинка происходящего очень запутана. Главы регионов весной принимали решения об усилении или ослаблении ограничений, основываясь на анализе внутренней ситуации. Не исключено, что ряд регионов может снова ужесточить режим. Но говорить о повторном всеобъемлющем локдауне именно в Воронеже я бы не стал. Скорее всего, это будут частичные ограничения.
Готового плана на случай повторного закрытия у нас нет. Как оказалось, с нашей моделью мы можем легко адаптироваться. Для этого нужно заменить несколько переменных в работе студий и увеличить до максимума количество трудочасов руководства. Кстати, подобные трудности очень сближают коллектив, а также повышают лояльность клиентов.
Объём рынка уменьшился пропорционально количеству его участников. Поэтому потери были только в Петербургском филиале, который пришлось закрыть на целый месяц. Но это не сильно по нам ударило, ведь мы боролись за постоянно возникающие возможности. Весной нас пригласили работать на Первый канал в шоу «Вечерний Ургант». Тогда же мы смогли воспользоваться новыми каналами рекламы, которые были готовы предоставить особые финансовые условия. Изоляция заставила людей, никогда не заказывавших цветы через интернет, попробовать впервые сделать это. Как итог, в совокупности мы даже немного выросли как бизнес.
Андрей рассказывает, что за государственной поддержкой, которую власти анонсировали весной, они не обращались.
– Нам были не интересны субсидии и танцы с бубном для их получения. В отличие от сферы гостеприимства, например. Вот их действительно надо было поддерживать. Жаль, речь преимущественно шла о совсем уж несерьёзных суммах.
Так как пандемии COVID-19 ранее у нас не случалось, в органах управления наблюдалось много суеты. Их, безусловно, можно понять. Но не могу сказать, что все решения были верны тогда. Более того, даже некоторые нынешние нововведения не выдерживают никакой критики. Что касается, мирового театра действий, то цепочку поставок импортных цветов неплохо лихорадило. Иногда приходилось объяснять покупателям, почему один и тот же цветок может то увеличиваться в цене, то резко падать. Зарубежным теплицам пришлось несладко. А это огромный штат людей: селекционеры, трейдеры, рабочие, водители спецтехники, менеджеры и так далее. Теперь им надо восстанавливаться.
– На мой взгляд, в нашем государстве ничего исключать нельзя, в том числе и второй волны закрытий на фоне пандемии. Другое дело, что этой второй волны закрытий малый бизнес уже может и не пережить, особенно развлекательный, ресторанный и туристический. Закрытия будут означать его окончательную гибель.
Ситуация в сфере развлекательно-концертного бизнеса, конечно, очень изменилась. Мы не можем приглашать выступить иностранные группы и группы из ближнего зарубежья, с которыми у нас уже были налажены контакты и были предварительные договорённости. Ограничили количество продаваемых билетов на концерты отечественных и местных воронежских групп, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Кому повезло успеть купить билет на концерт, тот и пройдёт. На входе билеты не продаются, либо действует ограничение по количеству зрителей. Просим посетителей надевать маску, если таковой не имеется, выдаём ее на входе. Естественно, в нескольких местах клуба в наличии санитайзер. Весь персонал постоянно в масках и перчатках. В основном у нас очень хорошие и понимающие зрители, которые без претензий соблюдают эти требования и не высказывают возмущения. Социальная дистанция соблюдена посредством уменьшения количества сидячих мест. Приходится привыкать к новым реалиям жизни в сложившейся ситуации, тем более, что требуемые меры безопасности обоснованы и их необходимо соблюдать ради собственной жизни. Хочется напомнить зрителям не только о заботе о своём здоровье, но и об ответственности за здоровье окружающих и в очередной раз констатировать, что никакое мероприятие не стоит того, чтобы рисковать жизнью и здоровьем и идти на концерт, если чувствуете недомогание и повышена температура.
12 октября в Ставрополе уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов встретился с бизнес-сообществом. Во время встречи спикер заявил, что более половины российских компаний не смогут пережить повторного закрытия, сообщает «Интерфакс».
– Сложно пока сказать, будут ли новые ограничительные меры, но по нашим расчетам, по нашим соцопросам, около 70% бизнеса заявили, что не переживут вторую волну. Сейчас делаем все возможное, чтобы уговорить государство не закрываться, – сказал спикер.
Также Титов добавил, что оснований для повторного локдауна не видит, так как всеобщий карантин не дал ожидаемого эффекта.
– Возможно, необходимо только изолировать какие-то определенные группы, а жизнь должна продолжаться. У власти тоже понимание это есть, что этот вирус экономический хуже, чем биологический, – заявил он.