– Количество и качества культурных мероприятий, уникальных концертов и проектов, которые состоялись в «Петровском», сложно сосчитать. Это место давно уже стало настоящей культурной меккой города. Многие интереснейшие музыкальные концерты просто не состоялись бы без «Петровского», и Воронеж не открыл бы для себя многих прекрасных музыкантов. Это уникальная площадка с роялем и отличным звуком, а также великолепным книжным магазином и кафе, аналогов которой нет и не появится в городе в ближайшие 3-4 года точно! Это катастрофа для воронежского джаза, авангарда, небольших театров, разных культурных проектов и всякого такого, не очень массового, но которое формирует передний край культурной жизни города!
Основатели Воронежского Центра современного искусства:
– Исчезновение такого места не может произойти без последствий, если в краткосрочной перспективе это скажется на настроениях нескольких тысяч людей (может, нескольким из них захочется переехать куда-то, где есть подобные культурные центры, в ту же Москву или приглянувшийся воронежцам Питер), это можно пережить. Однако в долгосрочной перспективе это событие радикально подольет масло в огонь разобщения людей, которое происходит и без «поддержки» бизнеса. А очередное торжество ненависти над любовью пережить уже сложно.
Михаил Бычков, режиссер, худрук Камерного театра:
– Геннадий Викторович (прим. ред. – Чернушкин) сделал для культуры и искусства Воронежа очень много. Мы бесконечно благодарны ему за это. Но и позволить культурному ландшафту Воронежа деградировать мы не можем. Книжный клуб «Петровский» – большая общественная ценность, необходимая нам, Воронежу, России. И мы имеем на это право, не зависимо от формы собственности этой культурной институции. И давайте прежде всего дадим понять всем, кто может повлиять на судьбу «Петровского», что он очень, очень, очень важен и дорог для Воронежа.
«Петровский» – не про место, а про людей
О том, как развивался проект, сколько удалось всего сделать (а сколько нет) и почему сейчас все заканчивается, мы поговорили с арт-директором «Петровского» Кристиной Гульевой:
«Петровский» открылся в 2012 году как большой социальный имиджевый проект. Образовательный, просветительский, существовавший исключительно за счет меценатских средств. Основал «Петровский» и продолжал поддерживать все эти годы предприниматель Геннадий Чернушкин.
Тогда в клубе была «Литературная гостиная» (теперь это малый зал) и кафе. А мероприятия были редкими и очень малочисленными. Разворачивать событийное направление начали только после того, как у «Петровского» появился свой большой зал. Его, кстати, пристроили только примерно через год после открытия самого книжного.
То, что о проекте знают далеко за пределами Воронежа (и России), во многом заслуга именно команды:
– Создать какое-то место – это одно. И я безусловно благодарна Геннадию Викторовичу за то, что «Петровский» в Воронеже появился. Но продолжать дело, поддерживать жизнь пространства таким образом, чтобы это было интересно большому количеству людей, – совсем другое. Это уже заслуга людей, которые были в проекте с самого начала, людей, которые приходили и уходили, и людей, которые остаются здесь до самого конца.
«Петровский» нельзя назвать убыточным проектом, но и выстроить по-настоящему успешную бизнес-модель действительно не получилось. По ряду причин. В том числе из-за конфигурации самого пространства, которое, например, просто не позволяет вместить больше зрителей. А, может, потому, что джазу зрители предпочитают концерт какого-нибудь новомодного исполнителя. Искать виноватых – занятие бессмысленное и едва ли полезное.
– Я бы сказала, что практически все наши концерты, лекции и другие события были окупаемы. Не окупались некоторые большие привозные концерты, и это вполне логично. Иностранные музыканты, как правило, приезжают в Россию по грантам. Этот грант оплачивает им и проезд, и проживание, и питание, и другие статьи расходов. Площадка должна оплатить только гонорар, который не очень большой, поскольку часть средств, опять же, идет из гранта. Российские музыканты таких возможностей не имеют. Поэтому здесь расходы возрастали в разы, и довольно часто мы работали себе в минус. Но я сразу понимала, что они будут коммерчески не очень успешными, хоть и знаковыми.
– Месяц назад где-то начались разговоры, что мы, наверное, этот кризис не переживем. И если начнется вторая волна…В общем, собственник принял решение, что продолжать содержать книжный в этих условиях становится сложно. Любой, даже социально-просветительский проект, должен на что-то жить. А лучший способ вести бизнес – когда к тебе приходят люди. И если книги мы еще могли продавать онлайн, то кафе не работало – летней площадки у нас нет, и возобновить деятельность мы бы еще долго не смогли. Событийное направление тоже оказалось в подвешенном состоянии.
Продажи последние два месяца карантина шли не то чтобы очень хорошо, признают в клубе. Не помогли ни индивидуальный подход, ни скидки. Зато после объявления о распродаже в связи с закрытием – на кассе очередь. Хотя такая же скидка была и раньше.
– Если мы рассматриваем вариант с господдержкой, то стоит понимать, что и требования наверняка будут соответствующие. Я очень сомневаюсь, что в пространстве, спонсируемом государством, могут провести читку «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич или показать спектакли театра.doc, как это сделал когда-то мы. Это большой плюс и заслуга собственника «Петровского»: у нас никогда не было никаких ограничений в формировании нашего имиджа, проведении мероприятий, выборе книг. Сейчас многие спохватились именно, что «да как же так, я на концерты в "Петровский" не буду ходить». Но давайте посмотрим на книжки. У нас в городе много хороших книжных. Но любой сетевой магазин – это немножечко другой подход, нежели когда сидят 4 человека, выискивают интересные книги, а потом прочитывают, прощупывают каждую и могут о каждом произведении все рассказать. В «Петровском» нет 12 полок с российскими детективами, но есть очень крутая литература, которую не так-то просто отыскать где-то еще.
В подобный нашему проект нужны большие вложения. Вложения со стороны людей, действительно заинтересованных, либо интеллектуалов, которые разбираются в теме, либо бизнесменов, готовых по какой-то причине финансировать такую площадку, полностью доверяя своей команде и не вмешиваясь в политику пространства. Это редкость.
– Книжный клуб – это частная инициатива и частный бизнес. Да, именно бизнес, несмотря на столь уникальную концепцию, так широко затрагивающую область культуры. Чтобы до конца понимать мотивацию закрытия надо быть глубоко погруженными во внутренние процессы, структуру и специфику работы. Поэтому надо принять тот факт, что с высоты опыта Геннадия Викторовича решение принято не спонтанно, а взвешенно и продумано. Конечно, ситуация с коронавирусом внесла свой существенный вклад в сложившиеся обстоятельства. Мы, в отличие от многих других бизнесов, по-прежнему не только не можем полноценно работать, но даже не можем прогнозировать работу нашего событийного направления, а для клуба это важнейшая его часть, хотя все наши направления существуют в крепкой синергетической связи между собой. Поэтому у меня огромная просьба, давайте займём взрослую позицию и проживем все стадии горя, но повторяюсь, мы должны принять тот факт, что в нынешнем виде клуб не сможет далее существовать. Имеет ли смысл оставлять надежду? Конечно нет. Мы думаем о возможных компромиссных вариантах, может быть, нам удастся что-то реализовать либо сохранить каким-либо образом часть клуба. Но на любые решения и действия нам нужны время и силы, поэтому мы просим немного вашего терпения, потому что мы тоже люди и всё это даётся нам крайне не легко.
– Мы обязательно закатим громкую прощальную вечеринку, – говорит Кристина Гульева. – А до этого у нас будет целых две недели яркой, насыщенной культурной жизни. Организуем еще много-много мероприятий с приставкой «прощальный». В общем, сентябрь будет нашим месяцем.