214 детей из трех поселков Хохольского района вынуждены ходить в школу, не соответствующую современным требованиям и имеющую «недопустимое соседство» с психоневрологическим диспансером. С какими именно проблемами сталкиваются сейчас ученики, разобрался журналист 36on.
Улица Центральная поселка Орловка является едва ли не главным местом притяжения сельских жителей. Уже с самого утра здесь можно увидеть мужчин, коротающих время за употреблением пива из горла 1,5-литровых пластиковых бутылок, людей, спешащих в магазин, на почту или в Сбербанк, детей, идущих в школу, и пациентов, сопровождаемых врачами в медкабинеты диспансера. Все эти организации и учреждения находятся в двухэтажном здании, часть которого была построена еще в 1906 году.
По словам сотрудников учебного заведения, раньше здесь находился один из корпусов психоневрологической больницы, затем помещения приспособили под училище для медсестер, с 1965 года в здании находится школа – ее перенесли сюда из поселка Петино. Потребность в расширении площадей педагоги почувствовали едва ли не сразу – уже в 70-х годах здесь был пристроен вход в школу, спортивный зал и кабинеты для младших классов. Однако ситуацию эти решения не спасли.
В тесноте и духоте
Сейчас школьные занятия посещают дети из Орловки, Опытной станции ВНИИК и Петино – всего 214 человек. В классах, рассчитанных на 20 человек, приходится учиться 27-28 детям. Первые парты находятся буквально в метре от школьной доски и на расстоянии в 30 сантиметров друг от друга, что является серьезным нарушением санитарно-эпидемиологических норм. Нарушаются здесь и современные правила, по которым на одного ученика в классах должно отводиться по два метра, здесь же они могут рассчитывать только на один-полтора «квадрата». В здании отсутствует гардероб, поэтому верхнюю одежду школьники оставляют на вешалках в классах. В итоге детям приходится учиться в тесноте и в духоте.
– На урок нам не хватает воздуха. 27 человек сидят на 36 квадратных метрах. Проветривать нельзя, ветер холодный идет. А на перемене открываем окна, – пожаловалась учительница начальных классов Ольга Владимировна.
В кабинете младшей школы жарко и душно, влажность воздуха повышена,
сложно пройти между рядами.
В узких коридорах младшей школы, где учится больше ста человек, передвигаться очень сложно. «Если во время перемены они все вывалят, у них просто физически не будет места для того, чтобы двигаться», – говорит одна из родительниц Елена Колесник.
Коридор, ведущий в столовую. Построен до революции.
Трудности у школьников возникают и в столовой. Старое помещение, где раньше находился кабинет физики, отремонтировали. Сегодня оно способно вместить до 40 учеников. Детям приходится ходить на обеды по очереди – на это уходит несколько перемен. Отсутствует в здании и актовый зал – все торжественные мероприятия проводятся в спортзале, поэтому о хорошей акустике остается только мечтать.
Школьная столовая - бывший кабинет физики,
сотрудники пищеблока едва успевают обслуживать учеников.
– Мы входили в ТОП-50 лучших школ Воронежской области. И конечно, нам чрезвычайно обидно, что мы находимся в таких условиях. У нас серьезные показатели в олимпиадном движении, в конкурсах. В это можно не поверить, глядя на нашу школу. У нас высокопрофессиональный педагогический коллектив. Мы стараемся соблюдать современные требования, насколько это возможно. Но материально-техническая база, конечно, оставляет желать лучшего, – говорит директор школы Наталья Кустова.
Недопустимое соседство
По словам руководителя учреждения, дети часто пересекаются с душевнобольными людьми на общей территории, но пациентов диспансера всегда сопровождают специалисты. Пока никто из детей сильно напуган не был – «бог миловал». Но «этого детям видеть абсолютно не нужно», уверена педагог. Она считает, что такое соседство «морально очень сильно подавляет», и школа должна находиться далеко за пределами этого учреждения. Поддерживают точку зрения директора школы и родители.
– Это недопустимое соседство, которое очень тревожит нас как родителей. Дети все-таки пересекаются с психически нездоровыми людьми по пути в школу и из школы. Этого не избежать. Естественно, у нас не было никаких ситуаций, которые бы как-то отражались на наших детях экстремально. Но вы же понимаете, что никто ни от чего не застрахован. Что случится завтра, мы не знаем. И нам бы очень хотелось избежать этого соседства, – говорит мама двух учеников образовательного заведения Елена Колесник.
Кабинет химии пустует из-за аварийного состояния.
Выход из ситуации
Выход из ситуации родители уже нашли. Они заручились поддержкой администрации Петинского сельского поселения, в состав которого входит поселок Орловка, а также администрации Хохольского района. Школа может появиться на федеральных землях, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ и в бессрочном пользовании Всероссийского научно-исследовательского института кукурузы. Руководство ВНИИК уже пошло навстречу сельским жителям – ведь участок, о котором идет речь, им не нужен. Но пока министерство идею не одобрило.
– Мы получили ответ из Минобрнауки о том, что на эти земли, на имущество – наложен мораторий. В ближайшее время планируем повторно подавать документы о рассмотрении этого вопроса на федеральном уровне. Надеемся, что правительство Российской Федерации передаст эти земли в собственность муниципалитета, и тогда у нас будут все основания заявляться в программы для изготовления проектно-сметной документации и самого строительства. Мы попытаемся войти в государственную программу «Развитие образования на 2019-2020 годы». Соответствующие просьбы уже были направлены в правительство Воронежской области и департамент образования, – прокомментировал ситуацию заместитель главы администрации Хохольского района Владимир Морозов.
На следующей неделе глава района Михаил Ельчанинов, по словам его подчиненных, планирует обратиться к региональным властям повторно. Он попросит губернатора Александра Гусева поддержать инициативу жителей поселка Орловка, местных чиновников и руководства ВНИИК, направив письмо о необходимости передачи земель в Минобрнауки РФ.
Школа вместо зарослей
По словам еще одного заместителя главы районной администрации Ирины Рязанцевой, новый образовательный комплекс мог бы разместиться в поселке Опытная станция ВНИИК на территории площадью 4,85 га. Один гектар уже находится в собственности муниципалитета, остальное пока – федеральные земли.
Сейчас на этом участке можно увидеть только высокие деревья, заросли, бывшую трансформаторную подстанцию, разрушенную котельную и мастерскую в таком же состоянии. В будущем здесь, возможно, появятся школа на 250-300 мест и детский сад на 130-150 мест с ясельными группами.
На этом участке может появиться новый образовательный комплекс.
Стоит отметить, что рассматриваемый участок имеет удобное расположение. Он находится в пешей доступности от трех населенных пунктов – Опытной станции, Петино и Орловки. От Орловки до ВНИИК идет асфальтированная и освещенная дорога, в дальнейшем тут планируется обустроить тротуар. Все это будет гарантировать школьникам безопасность.
Поддержка общественности
Борьбу за новое место для школы руководство образовательной организации и родители учеников ведут более шести лет. В конце прошлого года они решили обратиться за помощью к общественникам – представителям регионального отделения Общероссийского народного фронта.
– Мы приехали на место и увидели, что школа располагается в здании, которое по современным нормам мало приспособлено для нормальной образовательной работы. В здании располагается и продуктовый магазин, и отделение банка, и почта. Крыша рассыпается. Также располагаются медицинские кабинеты Орловского психоневрологического диспансера, на территории которого находится данная школа, – говорит руководитель регионального исполкома ОНФ Никита Панов.
– Выход из ситуации мы видим следующий. На территории поселения располагается научно-исследовательский институт кукурузы, который активно работал в Советском Союзе. И сейчас, как мы видим, объемы производства уменьшились, несколько зданий имеют аварийное состояние. На эти территории был введен мораторий, который истек буквально недавно – 15 января 2020 года. Он предполагал запрет передачи земель из ведения Минобрнауки в муниципальную собственность. Так как мораторий истек, мы обратились в Росимущество и в Минобрнауки, и обратимся к губернатору с общественным предложением, чтобы региональные власти активно подключились к данной работе. Эффективность вложений мы видим, так как поселок располагается недалеко от города, и население здесь увеличивается из года в год.
По мнению активиста, трудности с передачей земли из-за законодательства теперь вряд ли возникнут. Единственное, что может помешать в скором осуществлении планов, – это обновление российского правительства. Пока неизвестно, «насколько новое руководство будет вникать в данные вопросы». Общественник надеется, что в ближайшее время от ведомств все же удастся получить ответы.
– Да, у районной администрации есть еще варианты, где можно построить образовательный комплекс. Но эти территории находятся по ту сторону острогожско-воронежской трассы. Школьникам будет неудобно добираться до него. Им нужно будет пройти весь населенный пункт и перейти оживленную автодорогу. Это значит, что необходимо либо строить надземные переходы, либо как-то еще задумываться о безопасности нашего подрастающего поколения, – резюмировал Никита Панов.
Фото - Анна Вотинова.