Экологи обещают, что уже скоро с деревьями все будет хорошо, и они снова примут свой первоначальный вид. Однако на данный момент зрелище, которое предстает перед глазами гостей из Африки, приехавшими в Воронеж для участия в ЧМ-2018, скорее будет напоминать им родные пейзажи, чем пейзажи Центральной России.
Такая ситуация с деревьями во многих районах города. Справедливости ради нужно сказать, что на проспекте Революции все еще не так плохо — там зеленые насаждения хоть и изможденные, но по крайней мере живые. Фотографии, сделанные нашим читателем на улице 9 Января, совсем удручают: ясени, которым некоторое время назад была проведена обрезка, погибли. Причем читатель отмечает удивительную особенность: деревья, стоящие на территории Горэлектросети в нескольких метрах от погибших — живы и выглядят вполне здоровыми.
В управлении экологии связи между проведением обрезки и гибелью деревьев не усматривают. Напротив, уверяют, что ясени всеми силами пытались спасти.
— На рассматриваемой территории, вдоль улицы 9 Января произрастают насаждения породы ясень, которые повреждены карантинным вредителем – ясеневая изумрудная златка. Деревья, пораженные данным вредителем, погибают. Усыхание деревьев начинается с вершины, в связи с чем, в предыдущие годы сухие ветки у данных насаждений были удалены, но данные мероприятия не помогли сохранить деревья. В ближайшее время сухостойные насаждения будут удалены, — так комментируют ситуацию с засохшими ясенями на улице 9 Января в управлении экологии.
Справедливый вопрос читателя, почему же избирательная златка не тронула деревья, стоящие за забором и не подвергавшиеся топпингу, очевидно, пока останется без ответа.
Общественники также сомневаются в том, что деревья могли погибнуть только лишь по вине вредителя:
— Раньше за каждой опиловкой должен был смотреть представитель экологии, сейчас это происходит в уведомительном режиме и прямого контроля нет, — отмечает воронежский общественник Алексей Воронков, — В данном конкретном случае нужно точно знать, когда именно проводился топпинг. Если год прошел и деревья погибли, это прямые доказательства некомпетентности тех, кто проводил обрезку.
Ранее еще в середине весны воронежские власти, видимо предвосхищая возмущение горожан, опубликовали на сайте gorcom36 свой ответ на еще не заданный вопрос, заверив, что топпинг не только не вредит деревьям, а напротив, едва ли дает им новую жизнь:
— Обрезка продлевает срок жизни дерева, для него эта процедура полезна. Вырезаются больные и сухие ветки, на их месте образуются почки и идут новые побеги, — приводило издание слова специалиста Управы Коминтерновского района.
Однако по прошествии двух месяцев с момента публикации на проспекте Революции у лип почему-то, ни новые побеги, ни почки не появились. Возможно, их стоит ожидать только в следующем году. Конечно, если эти деревья не постигнет судьба ясеней на 9 Января, съеденных коварной изумрудной златкой.
На специализированных сайтах можно найти множество далеко не лестных отзывов о методе обрезки деревьев, называемом топпингом. Начать можно с того, что в Россию он пришел из США, где буквально через несколько лет после начала его применения, от него отказались, буквально назвав этот способ варварским.
— Топпинг (дословно переводится как «обезглавливание») — это варварский способ обрезки деревьев, при котором удаляется вся крона до определенной высоты (обычно 3-9 метров от земли) и все боковые ветви.
Такие уродливые столбы можно наблюдать в наших городах. Вместо того, чтобы сажать новые деревья коммунальные хозяйства пытаются продлить срок эксплуатации быстрорастущих и недолговечных пород деревьев (обычно это тополя и липы) в аварийном состоянии, — так описывает топпинг сайт для ландшафтных дизайнеров chloris.ru.
— Применение топпинга не сделает дерево безопасным. В действительности, после него дерево становится еще более опасными потому, что ветви, которые отрастают после проведения этой процедуры, слабее крепятся к дереву и, как результат,они более подвержены обрушениям под тяжестью снега, льда и во время порывов ветра. Также топпинг делает дерево более подверженным заселениям насекомыми-вредителями и болезнями, поскольку неправильно выполненные срезы весьма склонны к гниению, он истощает дерево из-за удаления листьев, которые помогают дереву расти. Эта процедура, в конечном итоге, является достаточно дорогостоящей, поскольку не удерживает дерево от роста, если только не подвергать его проведению ее каждый год, и к тому же, топпинг сокращает жизненный цикл дерева, — так рассказывает о «преимуществах» топпинга еще один интернет-ресурс lesmaster.
— Есть несколько вариантов опиловки, в большинстве случаев достаточно было бы обрезать сухие и аварийные деревья. У нас же опиливают все подряд, хотя, конечно, для объективной оценки ситуации нужна статистика, сколько деревьев и как часто опиливали и сколько из них погибло, — поясняет общественник Алексей Воронков.
В социальных сетях воронежцы не стесняются в выражениях, говоря об обрубках, которые остались в городе вместо деревьев. Высказываются даже предположения о том, что такая варварская обрезка деревьев проводится с определенной целью — ежегодно получать госконтракты на посадку новых зеленых насаждений, взамен погибших. Никакого официального подтверждения, конечно, на данный момент этому факту нет. Но воронежцы уже хотят задать вопрос о купированных деревьях даже главе региона.
А пока ответа на это вопрос нет, горожанам остается только надеяться на компетентность специалистов, которые проводят обрезку и верить обещаниям экологов, чтобы убедиться, что «воронежские пальмы» явление временное и исключительно позитивное.