Главное отличие зимнего Луганска от Луганска летнего - работающие супермаркеты, с вполне сносным ассортиментом продуктов. Овощи, фрукты, сыры и колбасные изделия в основном местного и украинского производства. При этом продукты легче привезти из Украины, через блокпосты и линию фронта, чем через границу с Россией, поддерживающей созданные республики. Факторов несколько.
Первый — неопределенность положения ЛНР и ДНР. Как следствие — невозможность получения товаров под реализацию. Бизнес не любит гарантий «под честное пионерское», а гарантии пока не предоставляются по понятным причинам.
Товар российских производителей, присутствующий на полках магазинов или в рыночных рядах, приобретен по предоплате, перевезен через границу с уплатой всех таможенных сборов, или, чего греха таить — контрабандными путями, что также связано с риском. Отсюда и более высокая себестоимость.
Второй проблемный фактор — отсутствие налаженной банковской системы. Скажем еще прямее - банки просто не работают. Как пояснили представители воронежского бизнеса, они готовы к поставкам продуктов, но по предоплате. Инициатива со стороны правительства ЛНР присутствует, они готовы выступить гарантами, но пока воронежцы колеблются.
Приятно поразил свет в окнах вечернего Луганска. Не менее 70 процентов окон в домах были светлы. Освещенные улицы, оживленное движение говорят о возвращении жителей домой. Да, в их жизни присутствуют вечера при свечах, не по романтической, а вполне прозаической причине, бывают перебои с водой и связью. Но они здесь живут и работают, несмотря на перегруженность военными проблемами.
Открытие переименованного из «Украины» в «Русь» центрального кинотеатра стало маленьким праздником, хотя и лишило город знакового анекдота о том, что только в Луганске от Украины до России только одна остановка (от кинотеатра до универмага), но добавило луганчанам оптимизма.
Начало активных боевых действий заставило город замереть и сжаться в ожидании худшего. Начало как говорят местные «прилетать». На моих глазах люди грузили пожитки в машины и среди ночи выезжали из города. Куда? Судя по очередям на границе, в Россию, и я не могу их винить. Но большинство остались жить, работать и защищать свой город. В последнеевремя здесь прошли соревнования по художественной гимнастике и самбо, открылись почтовые отделения.
К постоянной канонаде вдали привыкаешь быстро, сложнее передать впечатления от наблюдения разрывов кассетных боеприпасов в пределах прямой видимости (потом узнал. чтоэто был «Смерч»). Храбрился конечно, между несущими стенами не прятался, но увидев утром в 200 метрах от того дома, где я находился, здание школы без стекол, понял глупость своего поступка. Местные жители привыкли к этому давно. По Луганску ходит анекдот: «Милый, опять стреляют! Не отвлекайся дорогая, это от нас ушло».
В принципе, все должны были ожидать обстрела. Несколько дней подряд на погрузочную станцию без маскировки, шли колонны военных автомобилей с боеприпасами. Об этом знали многие жители, среди которых есть и сторонники Киевской власти. Результат - артиллерийский налет, как всегда неточный и с жертвами среди мирного населения.
На украинских форумах и на «креативных» российских опять заиграли волынки о «самообстрелах террористов», но, по моему скромному мнению, в эту версию даже ее авторы не верят. Так, льют грязь по привычке, оправдывая себя лозунгом «Украина превыше всего».
Двойственное чувство у меня от луганских реалий. Гремучий коктейль из героизма и безалаберности, самопожертвования и неумения организовать экономику, бескорыстной помощи простых россиян и черствости чиновников.
Жители Донбасса смотрят на нас, ожидая помощи, а мы пристально следим за ситуацией там, реально понимая, что именно Луганск и Донецк — это индикаторы изменения ситуации и в России. Пожелаем же Донбассу и нам благополучия.