«Охота на ведьм» нынче в моде. Ловят многодетных матерей, священников. Все подозреваются в «госизмене». То же самое начинается и в моем родном университете. Стоило студентке вернуться из другой страны ― Эстонии, где она училась по обмену, как тут же ей устроили самый настоящий допрос. «Как относились к тебе иностранцы?», «Спрашивали у тебя, как у нас в стране живется?», «Надеюсь, ты отвечала, что любишь президента?»
Девочка говорила только правду, и ничего кроме правды. «Хорошо, со многими подружилась». «Спрашивали. Говорила: нормально, жить можно», «Нет, я говорила, что не поддерживаю политику Путина».
В ответ на это в университете воскликнули: «Что-о-о? Да как ты можешь так Родину предавать?».
Успокоившись, добавили: «Ты же понимаешь, что ты ― лицо своей страны? Ты должна всем говорить, что ты Путина любишь и уважаешь. Неважно, так это или нет».
И снова у нас равняют Родину и президента, Россию и Путина. Сказал плохо про Путина ― предал Родину. Раньше тем же предательством считалось осуждение Сталина. Но Хрущев в свое время ругать разрешил ― и понеслось. И снова ― те же грабли. Те же рассказы о «загнивающем» Западе, те же истории о величии и незаменимости «вождя». Не надоело ли? Ни к чему хорошему подобная политика изоляции, кажется, еще не приводила.
Я сама училась по обмену в Тартуском университете. Два года назад, когда я вернулась после учебного семестра, я была вынуждена сдавать абсолютно все зачеты и экзамены, которые сдавали мои одногруппники. Никто не брал в счет, что в Эстонии я не только фотографии на Фейсбук выкладывала, но и училась, причем на «отлично». Хотя российская система образования этого не понимала, с сочувствием отнеслись многие преподаватели. Поэтому сдать десять зачетов и четыре экзамена за месяц оказалось вполне реально. Но, конечно, не без трудностей.
Два года назад на международной политической арене все было спокойно. Правда, как оказалось, даже среди работников высшего образования находились носители «заштампованного» сознания. Так, один из преподавателей во время сдачи экзамена неоднократно намекнул, что мои «бедные» знания в области его предмета вызваны исключительно тем, что в Европе «не так» и «не тому» учат. Хотя вопрос, заданный мне на экзамене, лежал где-то в плоскости «На какой странице учебника говорится о таком-то правиле?».
Экзамен-то был сдан, а преподаватель остался. Всю оставшуюся жизнь в университете для этого сотрудника вуза я оставалась «прозападной» студенткой, которая «не уважает свою страну». И какие бы мысли я не высказывала на паре этого преподавателя, они оказывались в корне неверными. Если можно говорить о «неверности» мысли в области гуманитарных и социальных наук.
Но это был единичный случай. Сейчас же такое поведение стало массовым, и адекватное отношение к чему-либо западному, в том числе и образованию, скорее исключение даже в университетских кругах.
Одно только остается непонятным. Почему краеугольным камнем в определении «госизмены» является именно личность президента и отношение к его политике?
Я, кстати, ни от кого еще в Европе не слышала фразы: «Я люблю своего президента и поддерживаю его». От американцев в том числе. Только в российской общаге ― от азиатов, преимущественно от китайцев.
Что, все кругом предатели собственных родин?
На самом деле, самое приятное, когда выросшая на горном юге своей страны француженка говорит тебе: «Я и подумать не могла, что русские ― это вовсе не хамоватые зажравшиеся люди».
Когда итальянцы просят еще раз приготовить им рассольник, а подать его ― обязательно со сметаной.
Когда из комнаты англичан доносятся песни Земфиры.
Когда испанцы завороженно слушают русскую речь а потом говорят, что наш язык ― самый красивый.
Когда эстонцы говорят тебе, что ты настоящий друг.
Автор карикатуры - Иван Анчуков